С момента принятия граждан на квартирный учет и до получения жилья по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде проходит достаточно много времени, поэтому важно, чтобы в этот период соблюдались их законные права, в том числе и с помощью судебной защиты. Обзор судебной практики ВС РФ по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выявил некоторые проблемы, связанные с необоснованным снятием граждан с такого учета.
Условия принятия
Учет нуждающихся в жилье осуществляют органы местного самоуправления; порядок ведения такого учета устанавливается законом субъекта РФ (ст. 52 ЖК РФ). Условиями для принятия на квартирный учет в домах муниципального жилищного фонда являются нуждаемость в улучшении жилищных условий и признание гражданина малоимущим (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ). Кого же считать малоимущими? Очевидно тех, кто не в состоянии заработать себе на квартиру, хотя и нуждается в ней. Доходы населения, обеспеченность людей жильем в разных регионах различны. Они могут различаться даже в пределах одного региона, поэтому в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ говорится о том, что порядок учета доходов и налогооблагаемого имущества семьи для решения вопроса о признании граждан малоимущими в целях постановки на квартирный учет устанавливается субъектом РФ (см. также Закон Краснодарского края от 29.12.2009 № 1890-КЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»). Конкретные размеры дохода и стоимость имущества определяются на муниципальном уровне.
Вся процедура оценки материального состояния лица для принятия на квартирный учет проходит несколько этапов. Вначале определяется, какова рыночная стоимость квартиры, которую может получить семья, исходя из действующих в конкретном муниципальном образовании норм предоставления жилых помещений. Рассчитывается среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, а также стоимость принадлежащего семье недвижимого имущества. Затем по специально разработанным формулам определяется размер недостающих средств, которые нужны, чтобы семья либо приобрела квартиру на рынке, либо получила ипотечный кредит для приобретения жилья.
На следующем этапе вычисляется, за какое время семья в состоянии накопить эти недостающие средства. Если в результате получается, что текущие доходы и материальная имущественная база таковы, что за определенный срок (он также устанавливается на местном уровне, например, в Краснодаре – 15 лет) семья не сможет ни накопить, ни взять в кредит сумму, достаточную для приобретения жилья, то такая семья будет признана малоимущей и как нуждающаяся в жилье принята на квартирный учет. Критерии нуждаемости для принятия граждан на квартирный учет предусмотрены в ст. 51 ЖК РФ. Принятые на квартирный учет граждане сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления органами, осуществляющими квартирный учет, оснований для снятия граждан с учета.
Снятие с учета
Орган, осуществляющий постановку гражданина на жилищный учет, может снять его с учета в связи с утратой условий, дающих гражданину право на получение жилья по договору социального найма: если гражданин перестал быть малоимущим; улучшил свои жилищные условия сам или с помощью органа местного самоуправления; выехал на другое постоянное место жительства; представил недостоверные сведения, послужившие основанием для принятия на квартирный учет или принят на квартирный учет в силу неправомерных действий должностных лиц (ст. 56 ЖК РФ).
ВС РФ признал правильным решение районного суда, отказавшего в восстановлении на квартирном учете Л. и ее дочери, так как в ходе судебного разбирательства было установлено, что по состоянию на 2013 год уровень доходов этой семьи превысил установленный в муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами в 2013–2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда1 (далее – Обзор практики).
При этом, как указал ВС РФ по другому делу, в случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи (п. 5 Обзора практики). Т. был снят с квартирного учета в связи с улучшением жилищных условий (получил по наследству ½ доли в праве общей собственности на жилой дом). Однако было установлено, что решением межведомственной комиссии данное жилое помещение было признано непригодным для проживания. Поэтому суд пришел к выводу, что Т. необоснованно был снят с учета, так как улучшения жилищных условий Т. не произошло (п. 8 Обзора практики).
Защитил суд и жилищные права К., которая была снята с квартирного учета после того как администрацией сельского поселения ей был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения на нем жилого дом, в то время как в соответствии с ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей (п. 5 ч. 3 ст. 56 ЖК РФ) (п. 2 Обзора практики). Не может служить основанием для снятия с квартирного учета и временное отсутствие гражданина по месту своего жительства (п. 9 Обзор практики). Что касается неверных сведений, представленных гражданином в орган, осуществляющий принятие на квартирный учет, то они могут послужить поводом для снятия с квартирного учета, если только влияют на принятие гражданина на квартирный учет (п. 11 Обзора практики).
1 Обзор практики рассмотрения судами в 2013–2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержден ВС РФ 23.12.2015.