На территории России расположено свыше 40 закрытых административно-территориальных образований (ЗAТО), в которых более чем 1,2 млн человек куют ядерный щит нашей Родины и решают другие необходимые стране задачи. Их труд и жизнь, наряду с общероссийским законодательством, дополнительно регулируются Законом РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Несмотря на зрелый возраст документа, единообразно его применять не научились до сих пор.
Бежать ли в службу занятости…
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 3297-1 за работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Уволенному по сокращению штата работнику в ЗАТО было отказано в выплате среднего заработка на период трудоустройства по причине получения им трудовой пенсии.
Однако суд установил, что по ст. 318 ТК РФ основаниями сохранения среднего месячного заработка работника являются факт потери им работы по указанным в данной норме права причинам и незанятость в течение определенного периода после увольнения. При этом сохранение среднего месячного заработка поставлено в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен, то есть обращение работника в службу занятости в месячный срок после увольнения и его нетрудоустройство указанной службой являются основаниями для сохранения ему среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.
Данный вывод суда полностью согласуется с позицией, изложенной в п. 2 Обзора Верховного Суда РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 26.02.2014.
Кроме того, аналогичная позиция изложена и в Письме Федеральной службы по труду и занятости от 11.02.2010 № 594-ТЗ.
Доводы о том, что положения ст. 318 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, являются несостоятельными, поскольку данная статья не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена. Назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, – невозможность признания его в качестве безработного.
Помимо этого, ограничение прав, вытекающих из трудовых отношений, по мотивам достижения гражданином пенсионного возраста не согласуется с положениями ч. 1 и 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, противоречит ст. 1 Конвенции Международной организации труда № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 года в части недопустимости нарушения равенства возможностей или обращения в области труда и занятости, ст. 2, 3 ТК РФ и ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», гарантирующим свободу труда и равные возможности в реализации трудовых прав, а также свободный выбор занятости независимо от возраста и социального положения.
При таких обстоятельствах Вилючинский городской суд Камчатского края Решением от 12.11. 2015 № 2-1266/2015 иск уволенного пенсионера удовлетворил.
…или не бежать?
Уволенному работнику Б. в бухгалтерии ООО сказали, чтобы он в двухнедельный срок встал на учет в службе занятости. Однако там ему сообщили, что вставать на учет так срочно не требуется. Это необходимо сделать на 6-й месяц поиска работы. Б. обратился в инспекцию труда, где ему подтвердили, что на учет в центре занятости вставать не нужно. В прокуратуре же ему ответили, что встать на учет в службе занятости необходимо.
В результате выходное пособие без справки из центра занятости в ООО выплачивать Б. отказались, заявив, что специальная норма – Закон № 3297-1не подменяет общую норму, содержащуюся в ст. 178 ТК РФ, а лишь дополняет гарантии работников, высвобождаемых из организаций, расположенных в ЗАТО, продлевая срок выплаты сохраненного среднего заработка до 6 месяцев при наличии общеустановленных условий, обязательных для всех без исключения работников.
Однако суд с таким выводом не согласился.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона № 3297-1 федеральные законы действуют в отношении ЗАТО с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.
В соответствии с Определением КС РФ от 21.12.2011 № 1688-О-О оспариваемая норма (п. 4 ст. 7 Закона № 3297-1) закрепляет право работников юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемых в связи с организационно-штатными мероприятиями, на сохранение среднего заработка в течение более длительного срока после увольнения по сравнению с общеустановленным, что обусловлено объективным удлинением периода поиска работы в условиях ЗАТО, направлена на защиту интересов таких работников.
Суд установил, что Б. в течение 6 месяцев со дня сокращения не был трудоустроен, что подтверждается его трудовой книжкой.
Положения ст. 7 Закона № 3297-1 являются специальными по отношению к положениям ТК РФ, а данная статья не связывает сохранение среднего заработка с необходимостью обращаться в органы занятости.
В отличие от ТК РФ (ст. 178 и 318 ТК РФ) Закон № 3297-1 не предусматривает какого-либо особого порядка сохранения среднего заработка за третий и последующие месяцы.
Центр занятости населения ЗАТО также сообщил суду, что Закон № 3297-1 в принципе не устанавливает зависимости сохранения средней заработной платы на период трудоустройства от срока обращения высвобожденного гражданина в орган службы занятости, в связи с чем необходимость выдачи каких-либо справок и решений органами службы занятости отсутствует.
В результате Северский городской суд Томской области в Решении от 23.06.2014 № 2-665/2014 сделал вывод, что в ЗАТО средний заработок за период трудоустройства подлежит выплате при представлении работником только трудовой книжки.
Без погон – значит безработный
Д. был уволен из органов внутренних дел по сокращению штата с правом на пенсию и с выплатой единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания.
После этого он зарегистрировался в центре занятости.
По истечении 6 месяцев он обратился по месту службы с требованием о выплате ему среднего заработка за период трудоустройства. Ему в этом отказали, заявив, что положения трудового законодательства, касающиеся выплат при увольнении, не распространяются на сотрудников органов внутренних дел.
На это в суде управлению внутренних дел разъяснили, что действующим законодательством не предусмотрены ограничения для сотрудников органов внутренних дел, получающих пенсию, для трудоустройства после увольнения со службы, и Д. вправе осуществлять поиск работы в том числе с помощью органов службы занятости и получать сохраняемый средний заработок на период трудоустройства в соответствии с ч. 4 ст.7 Закона № 3297-1.
Положения п. 4 ст. 7 Закона № 3297-1 предусматривают дополнительные гарантии по сохранению средней заработной платы для всех работников, в том числе уволенных по сокращению штатов из органов внутренних дел и проживающих на территории ЗАТО, поскольку какое-либо специальное ограничение их прав законом не предусмотрено.
Таким образом, Новоуральский городской суд Свердловской области в Решении от 30.11.2015 № 2-2496/2015 указал, что на Д. распространяется социальная компенсация, установленная п. 4 ст. 7 Закона № 3297-1.
Ссылки управления на выплату Д. при увольнении выходного пособия суд посчитал необоснованными, так как ему при увольнении выплачивалось единовременное пособие, которое имеет иное целевое назначение и не предназначено для сохранения заработка на период трудоустройства.
Городской суд города Лесного Свердловской области в Решении от 24.11.2015 № 2-1087/2015, приняв аналогичное решение, разъяснил, что ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 № 247 «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации…» предусмотрена выплата сотрудникам единовременного пособия при любом увольнении со службы, а не при увольнении по сокращению штата.
Данное единовременное пособие выплачивается в зависимости от продолжительности службы и не является сохраняемым заработком на определенный период трудоустройства.
Поскольку специальным законом не предусмотрена социальная гарантия для сотрудников, уволенных со службы по сокращению штатов, на них распространяются гарантии, предусмотренные в Законе № 3297-1. Суд также решил, что при определении размера среднемесячного заработка следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.
А вот сотруднику МЧС Л. не повезло. При увольнении ему было выплачено единовременное пособие в размере двух окладов, и за ним была сохранена ежемесячная выплата по специальному званию в течение одного года после увольнения.
Саровский городской суд Нижегородской области в Решении от 06.10.2015 № 2- 1885/15 указал, что по своей правовой природе единовременное пособие при увольнении и сохранение оклада по воинскому званию в течение года является компенсацией, связанной с увольнением вследствие организационно-штатных мероприятий. Следовательно, истец реализовал свое право на получение социальных гарантий при увольнении с военной службы.
Учитывая, что предоставление социальных льгот и гарантий сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы при их увольнении урегулировано специальными законами, к спорным правоотношениям нормы трудового законодательства РФ, ч. 4 ст. 7 Закона № 3297-1 применены быть не могут.
Забором огородили и забыли
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы выплат в виде среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, не превышающей в целом трехкратного размера среднего месячного заработка или шестикратного размера среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как видим, про жителей ЗАТО и про положения Закона № 3297-1 законодатели, видимо, забыли.
Из этого ФНС России сделала вывод, что если ЗАТО не расположено в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то с суммы, превышающей трехкратный средний заработок, НДФЛ следует удерживать.
Что касается страховых взносов, то ситуация аналогичная.
Вот и вынуждены организации, расположенные в ЗАТО, тратить деньги на страховые взносы по выплатам, которые для северян вот уже как 4 года от взносов освобождены.