Далеко не всегда тринадцать — несчастливое число. Именно столько избыточных функций предложила ликвидировать «государевым» ведомствам Подкомиссия по совершенствованию контрольно-надзорных функций при правительстве страны в рамках административной реформы. Правда, бизнес-сообщество предлагало сократить в несколько раз больше лишних задач и множество решающих их чиновников, но есть надежда, что это только цветочки, а ягодки — впереди.
Минэкономразвития представило на заседании Подкомиссии по совершенствованию контрольно-надзорных функций при Правительственной комиссии по проведению административной реформы предложения по ликвидации 13 избыточных функций различных госведомств.
Всего МЭР рассмотрело 82 предложения, сделанные бизнес-сообществом, органами власти и экспертами, в более чем в 25 сферах, но достичь компромисса удалось только по 13. По ним уже подготовлен проект поручений для профильных ведомств с целью внесения изменений в нормативно-правовые акты, необходимых для их ликвидации.
Среди попавших под «нож» сокращений — Роскомнадзор, которому предстоит отменить лицензирование изготовления некоторых программных продуктов, а также Ростехнадзор, лишающийся части функций по регистрации проектов газоснабжения и лицензированию производства энергии путем использования приливов, течений и ветра.
Остальные предложения, по словам замглавы МЭР Саввы Шипова, разделили на группы. По каждой из них планируется провести дополнительную работу, в частности, пройдет ряд совещаний с участием узкоотраслевых экспертов, проанализирована дополнительная статистическая и отчетная информация.
«Минэкономразвития предложило трехуровневую систему рассмотрения полученных предложений в рабочих группах: с представителями бизнес-сообщества, органами власти и экспертами, — уточнил С. Шипов. — На экспертный уровень следует выносить серьезные проблемы, которые формировались годами и требуют „разбора до деталей“».
Работа с предпринимателями, нацеленная на выявление избыточных функций, будет поставлена на постоянную основу. «Один раз собрали с бизнеса предложения по избыточным и дублирующим функциям, но предприниматели сталкиваются с ними ежедневно. Эта работа требует постоянного взаимодействия с бизнес-ассоциациями, — подчеркнул министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. — Если мы будем отправлять запросы раз в год, то не получим актуальной информации. Одними рабочими группами здесь не обойтись. Нужно проработать постоянно действующую систему получения обратной связи от бизнес-ассоциаций.
Также необходима онлайн-платформа, возможно, на ресурсе Минэкономразвития, где бы это все собиралось».
Подкомиссия подвела итоги реализации пилотного проекта по внедрению системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Апробированная базовая модель ключевых показателей эффективности (КПЭ) доказала, по оценке участников заседания, свою жизнеспособность, теперь необходимо ее масштабировать и распространять на остальные контрольно-надзорные органы.
Минэкономразвития также разработало методические рекомендации по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности. «Предполагается, что госорганы должны проводить такой анализ по двум направлениям: правоприменительная практика организации госконтроля и соблюдение обязательных требований, — отметил г-н Шипов. — Обзор правоприменительной практики должен основываться в том числе на результатах проверок, результатах обжалований действий контрольно-надзорных органов, результатах рассмотрения обращений граждан по поводу нарушений обязательных требований».