В пятницу, 16 сентября, совет директоров Банка России должен решить, снижать ли ключевую ставку. Сейчас она составляет 10,5%, по мнению большинства аналитиков, ЦБ примет решение снизить ставку на 50 базовых пунктов, до 10%.
Аналитики «Сити» считают, что основным поводом снизить ставку должна стать динамика инфляции. Сейчас она уже 6,9%, к концу года, по их оценке, она достигнет 5,5% в годовом выражении. Это согласуется со стратегическим видением ЦБ: к июлю следующего года индекс потребительских цен должен, по прогнозу регулятора, опуститься до 5%, а к декабрю — до 4%. В текущем году ЦБ пока только единожды понизил ключевую ставку — в июне, тогда ставка с 11% была доведена до 10,5%.
Потребительские цены за неделю с 6 по 12 сентября не изменились третью неделю подряд, сообщил Росстат, последний раз рост цен фиксировался тремя неделями ранее в размере 0,1%. А с 2 по 8 августа и с 26 июля по 1 августа цены даже снижались на 0,1%. С начала сентября цены по состоянию на 12 сентября не изменились. В целом за август инфляция также была нулевой.
В Газпромбанке с оценкой «Сити» согласны: инфляция снижается, и ставку тоже можно снижать. Прогноз аналитиков Газпромбанка на сентябрь — 6,5%. Однако, указывают они, снижение ставки на 50 базовых пунктов приведет к тому, что вырастет спрэд текущей инфляции и ставки — с 330 базовых пунктов в июле до 370 базовых пунктов к началу октября.
С аналитиками согласен министр экономического развития Алексей Улюкаев: «Будет совсем смешно, если они не сделают этого сейчас. Пора было давно, а сейчас ну просто анекдотическая ситуация будет».
Экономист Нордеа банка Денис Давыдов также ожидает снижения ставки на 0,5 п.п. «Динамика инфляции, относительная стабильность рубля, конъюнктура внешних рынков в общем-то позволяют ЦБ сделать шаг навстречу экономическим агентам, облегчить доступ к кредитным ресурсам» (цитата «Прайма»).
Аналитики «Сбербанка CIB», соглашаясь с коллегами и министром Улюкаевым, перечисляют дополнительные факторы, на которые ЦБ может сослаться, снижая ставку. Первый из них — неиндексация пенсий; разовая выплата после Нового года не окажет такого влияния на потребительский спрос, как ежемесячная прибавка. Другой фактор — снижение экономической активности. Споры о том, достигла ли российская экономика дна, продолжаются, но оперативные макроэкономические показатели свидетельствуют о вялом ее состоянии. Наконец, в мире продолжается экономическое торможение, а следовательно, дополнительного спроса на российскую продукцию, прежде всего сырье, предъявлено не будет. Согласен со своими аналитиками и президент Сбербанка Герман Греф, по его мнению, все макроэкономические показатели способствуют такому решению на ближайшем заседании совета директоров ЦБ.
Рейтинговое агентство АКРА еще более решительно в прогнозах: ЦБ на ближайшем заседании снизит ключевую ставку на 0,5—1 п.п. По мнению старшего аналитика группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрия Куликова (цитата «Прайма»), все основные аргументы, перечисленные в июньском решении, на качественном уровне сохраняют актуальность и сейчас, через полтора месяца, но появились и новые факторы. Текущая инфляция низка не только за счет продовольственных цен — базовая инфляция держится на низком уровне (около 5% в годовом выражении), хотя понижательная динамика приостановилась. По ожиданиям Куликова, происходящий в настоящий момент переход к структурному профициту ликвидности автоматически снизит уровень краткосрочных ставок еще на 0,3—0,5 п.п. в течение года даже при сохранении ключевой ставки — сейчас ставки денежного рынка близки к ключевой (овернайт — даже ниже на 0,2—0,3 п.п.), но на этом влияние прекратится. Темпы экономического роста близки к нулю, но все еще отрицательны, поэтому сжатие внутреннего спроса оказывает и, вероятно, до начала 2017 г. продолжит оказывать сдерживающее давление на потребительские цены — по оценкам АКРА, спад ВВП по итогам года превысит 1%. Также в АКРА указывают, что риски со стороны бюджетной политики принципиально сохранились: бюджетного правила пока что нет, и план бюджетной консолидации недостаточно жестко определен, но у Банка России достаточно инструментов абсорбирования, чтобы нейтрализовать любой возможный приток денег в банковский сектор со стороны Министерства финансов.
Есть, разумеется, и факторы в пользу сохранения прежней ставки. Сигнал, что в ЦБ не так однозначно понимают ситуацию, многие аналитики распознали в выступлении председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Сочи — она обратила там внимание на ускорение роста необеспеченного потребительского кредитования (+0,8% в августе), что может ускорить и инфляцию. Неделю назад она же связала ставку и переход к структурному профициту ликвидности финансового рынка, что потребует более высокой ставки ЦБ.