Защита гражданских прав является центральным вопросом любого правопорядка. За последние десять лет в России были предприняты значительные усилия, направленные на увеличение эффективности судебной защиты, обеспечение прозрачности и открытости российского правосудия. Правильное использование инструментов защиты нарушенных прав, а также знание некоторых деталей материального и процессуального права может значительно повысить шансы на полное и своевременное их восстановление.
Доверяй, но проверяй
Эффективная реализация того или иного способа защиты зависит от наличия юридически значимой информации, например, о введении процедуры ликвидации или банкротства юридического лица. Так, взыскание задолженности с обычного контрагента и контрагента, в отношении которого введена процедура банкротства, существенно различается. В последнем случае заявление подается и рассматривается по общему правилу в рамках дела о банкротстве, иначе иск будет оставлен без рассмотрения (ч. 4 ст. 148 АПК РФ). Кроме того, введение наблюдения в качестве процедуры банкротства должника существенно ограничивает права его единоличного исполнительного органа, что может явиться в дальнейшем причиной признания сделки недействительной.
Указанную и иную информацию можно бесплатно найти в открытых базах данных, благодаря которым можно проверить потенциального контрагента, при этом достаточно лишь знать основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) юридического лица. Например, на сайтах http://bankrot.fedresurs.ru и http://www.kommersant.ru/bankruptcy содержится информация о банкротствах юридических лиц и граждан, на сайте https://egrul.nalog.ru можно также бесплатно получить электронную выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (аналога Торгового реестра в Германии), в которой содержится информация о месте нахождения организации, об исполнительном органе, о статусе лица (действующее либо в стадии ликвидации) и т. д. Также информацию о реорганизации и ликвидации юридического лица можно получить на сайте http://www.vestnik-gosreg.ru/search/, а на сайте http://kad.arbitr.ru/ содержится исчерпывающая информация о наличии возбужденных, текущих и оконченных споров в сфере экономических отношений в арбитражных судах на всей территории Российской Федерации.
Судебная защита и компетенция суда
Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел судом, арбитражным судом или третейским судом. В административном порядке защита гражданских прав осуществляется только в случаях, предусмотренных законом, что следует из положений ст. 11 ГК РФ. Таким образом, в России существует две государственные судебные системы: суды общей юрисдикции и арбитражные суды, компетенция которых определяется тем, относится ли спор к сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо нет.
Наряду с государственным судопроизводством Конституция РФ допускает возможность рассмотрения спора между частными лицами посредством третейского разбирательства (Постановление КС РФ от 26.05.2011 № 10-П). При наличии арбитражного соглашения либо арбитражной оговорки (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации») компетентным признается соответствующий третейский суд, в который стороны по своей воле передают возникший спор. При этом арбитражная оговорка носит фактически «автономный характер», суть которого состоит в том, что при перемене лиц в обязательстве (уступке права требования, переводе долга) арбитражное соглашение действует в отношении и первоначальных, и новых кредиторов и должников (п. 10 ст. 7 Закона № 382-ФЗ, Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2012 № 9094/11), а признание договора незаключенным не означает незаключенность арбитражной оговорки (п. 11 ст. 7 Закона № 382-ФЗ, п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 16).
Таким образом, по общему правилу в третейский суд в рамках его компетенции можно передать любой спор между частными лицами. Однако надо иметь в виду, что споры, возникающие из государственных контрактов, не подлежат передаче на рассмотрение в третейские суды, что следует из позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 № 11535/13. Это обусловлено, в частности, защитой поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных заказов от непрозрачного выбора заказчиком конкретного третейского суда и указания такового в проекте контракта, являющегося составной частью конкурсной документации.
Суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием граждан, в связи с чем споры с предпринимателями попадают к ним значительно реже (например, когда физическое лицо являлось поручителем по договору, а также и др.).
Арбитражные суды РФ рассматривают дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и по общему правилу признают себя в качестве компетентного суда по рассмотрению споров с участием иностранных лиц в следующих случаях.
-
При наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации (ответчик находится в России; исполнение договора осуществляется на территории России, иностранное лицо имеет филиал или представительство в России; и в других случаях, предусмотренных ст. 247 АПК РФ). При этом следует учитывать, что даже при отсутствии у иностранного юридического лица представительства либо филиала на территории России арбитражный суд РФ может признать наличие компетенции для рассмотрения спора с участием такого лица, если оно постоянно осуществляет деятельность в РФ (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158).
-
При наличии исключительной компетенции (споры касательно приватизации государственного имущества Российской Федерации; споры о правах на недвижимость, находящуюся в России, и иные споры в соответствии со ст. 248 АПК РФ).
-
При наличии заключенного пророгационного соглашения (соглашения о выборе арбитражного суда РФ для рассмотрения возникшего спора или спора, который может возникнуть в будущем (ст. 249 АПК РФ).
Родовая подсудность и подведомственность споров установлены императивными нормами права, что не позволяет сторонам изменить их путем заключения пророгационного соглашения (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158), то есть, например, предусмотреть в качестве первой инстанции рассмотрение спора в ВС РФ. Кроме того, суд может самостоятельно определить надлежащую подсудность спора при наличии злоупотребления правом, например при согласованных действиях кредитора и поручителя, направленных на ее изменение (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 № 42).
При заключении пророгационного соглашения нужно обратить внимание на то, чтобы оно не изменяло исключительную компетенцию иностранного суда (ст. 249 АПК РФ), в ином случае арбитражный суд РФ не признает наличия у себя компетенции на рассмотрение спора так же, как и при наличии юридически действительного соглашения о рассмотрении спора исключительно судом иностранного государства (п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158).
В любом случае возражения касательно компетенции арбитражного суда должны быть заявлены до первого заявления по существу спора, то есть фактически заявление об отсутствии компетенции арбитражного суда РФ является обстоятельством, препятствующим разрешению спора, и должно быть заявлено в предварительном судебном заседании. Если же таковое не заявлено, сторона лишается права на возражение (эстоппель) в отношении компетенции арбитражного суда РФ (п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158). Аналогичное правило действует и при возражениях в отношении подведомственности (Определение ВС РФ от 13.04.2016 по делу № 306-ЭС15-14024) и подсудности спора (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 № 1649/13). В то же время, если спор подлежит рассмотрению в российском суде, процессуальное право не допускает споров между российскими судами касательно внутригосударственной компетенции, в связи с чем если суд общей юрисдикции отказался рассматривать спор из-за отсутствия компетенции, то арбитражный суд обязан принять дело к производству без исследования этого вопроса (Определение ВС РФ от 09.06.2016 № 301-КГ15-20284).
Также заключение пророгационного соглашения о выборе в качестве компетентного суда арбитражного суда Российской Федерации допускается не только, когда одно лицо является иностранным, но и между двумя иностранными организациями в целях выбора нейтрального суда для разрешения спора (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 13104/11). Кроме того, окончательно был разрешен вопрос о допустимости пророгационного соглашения, согласно которому споры из правоотношений сторон должны рассматриваться в суде страны той из них, которая в будущем выступит истцом или ответчиком (п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158), то есть в ситуации, когда до момента подачи иска какой-либо из сторон компетентный суд является не определенным, а определимым, исходя из условий заключенного соглашения.
Способы защиты нарушенного права
Способы защиты гражданских прав в России определены на законодательном уровне: это признание права, признание оспоримой сделки недействительной, применения последствий недействительности ничтожной сделки, признание недействительным решения собрания, возмещение убытков, взыскание неустойки и иные способы, установленные ст. 12 ГК РФ. Иные способы защиты допустимы, если таковые предусмотрены законом.
Данное императивное ограничение обусловлено тем, что «конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, – они определяются, исходя из Конституции РФ, федеральными законами» (Определение КС РФ от 24.11.2005 № 508-О).
Из этого следует, что стороны не вправе как изменить, например, императивные правила подведомственности или подсудности спора, так и выбрать не предусмотренный законом способ защиты права. Вместе с тем судебная практика несколько смягчила применение указанного правила.
В частности, если при принятии искового заявления суд придет к выводу о том, что избранный истцом способ защиты права не может обеспечить его восстановление, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд выносит на обсуждение вопрос о юридической квалификации правоотношения для определения того, какие нормы права подлежат применению при разрешении спора (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25).
Применимое право
По общему правилу применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано (п. 2 ст. 1186 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям. Более того, стороны договора могут подчинить конкретному правопорядку не только весь договор в целом, но и его отдельные части (п. 4 ст. 1210 ГК РФ). При этом формальный подход к формулировке сторон о применимом праве в настоящее время сведен к минимуму: достаточно указать, что подлежат применению «правовые акты», «законодательство» конкретного государства (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.10.2011 № 6417/11).
В то же время выбор сторонами компетентного суда для рассмотрения спора не свидетельствует об автоматическом выборе применимого права по месту нахождения суда. Это означает, что арбитражный суд Российской Федерации, выбранный сторонами в качестве компетентного, при отсутствии соглашения о применимом праве будет применять в первую очередь российские коллизионные нормы (ст. 1211 ГК РФ), а не российское материальное право.
Однако, если стороны ссылаются на одно и то же применимое право, несмотря на то что в силу ст. 1211 ГК РФ подлежит применению право иного государства, соглашение о применимом праве считается заключенным. Соответствующие разъяснения содержатся в п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158. Из этого следует, что при отсутствии соглашения о применимом праве в суде сторонам необходимо сразу заявлять о применении норм материального права государства той стороны, к применению права которой отсылают российские коллизионные нормы.
Вне зависимости от выбранного сторонами права в качестве применимого к договору будут действовать сверхимперативные нормы (п. 1 ст. 1192 ГК РФ). Таковые действуют в отношении тех частей договора, которые в силу применения иностранного законодательства фактически будут их нарушать (п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158). Например, обходить определенный Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» запрет на совершение сделок, влекущих установление контроля иностранных государств над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение.