У кризиса есть и положительные моменты. Так, очередное ежегодное исследование фирмы PwC в России выявило значительное снижение стоимости владения автомобилем, что должно быть приятно как частным автовладельцам, так и компаниям с собственным серьезным автопарком.
Относительно значения исследования партнер, руководитель практики корпоративных финансов PwC в России Олег Малышев отмечает: «Данное исследование будет интересно как обычным автолюбителям, так и корпоративным клиентам с большим автомобильным парком (такси, каршеринги, службы доставки) и финансовым организациям. Каждый из участников автомобильного рынка сможет почерпнуть интересную информацию и подумать над эффективностью использования автотранспорта. Особенно это актуально в текущий момент, когда автомобильная индустрия переживает не самые лучшие времена».
Но прежде чем перейти к знакомству с результатами исследования, читателям важно знать о сделанных в нем допущениях.
В рамках анализа эксперты PwC рассмотрели современные легковые автомобили, официально продаваемые в России. Для целей анализа были выделены восемь классов автомобилей на основании критериев размера и цены. В состав каждого из классов были включены по пять популярных автомобилей (состав автомобилей был частично изменен по сравнению с анализом по состоянию на начало 2015 г. в связи с тем, что данные модели ушли с рынка).
Результаты анализа по каждому классу отражают средние значения для автомобилей соответствующего класса.
Все основные показатели (цены автомобилей, условия по кредиту и пр.) актуальны на вторую половину января 2016 г. и получены на основании анализа PwC, данных от автодилеров и информации из открытых источников.
Исследование основано на следующих ключевых допущениях:
-
автомобиль приобретается в базовой комплектации с бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач;
-
автомобиль приобретается и эксплуатируется в крупном российском городе;
-
автомобиль эксплуатируется одним собственником в течение гарантийного срока (три года);
-
автомобиль приобретается в кредит на условиях 50% первоначального взноса.
Теперь к результатам.
Потеря стоимости
Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей стоимости владения для всех классов автомобилей, говорится в исследовании. Согласно полученным результатам потеря стоимости за три года автомобилей классов В (компактный), C (гольф), D (средний) и компактных кроссоверов составляет порядка 31—35% от общей стоимости владения автомобилем. При этом данный показатель для среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. составляет 39% общей стоимости владения автомобилем. Наибольший процент стоимости в первые три года теряют автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. — 47 и 46% соответственно. Потеря стоимости увеличилась по всем классам автомобилей по сравнению с 2015 г., особенно сильно это сказалось на автомобилях класса В (компактный), Е (бизнес) и компактных кроссоверах, увеличение потери стоимости составило от 7 до 12%.
Увеличение данного показателя по сравнению с 2015 г., отмечается в исследовании PwC, вызвано более существенным ростом цен на новые автомобили относительно авто с пробегом. В первую очередь это обусловлено ростом валютной составляющей издержек производителей в рублевом эквиваленте.
Автомобили внутри одного класса также обесцениваются по-разному. На это могут влиять различные факторы, например:
-
надежность и репутация модели автомобиля;
-
соотношение спроса и предложения на конкретную модель на рынке автомобилей с пробегом;
-
наличие или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели;
-
динамика цен на аналогичные новые автомобили.
Кредит
Ставка по автокредитам снизилась с 21,5% в январе 2015 г. до 16,1% в среднем по классам в январе 2016 г. в результате снижения ключевой ставки с 17 до 11% по состоянию на январь 2016 г.
В итоге по состоянию на январь 2016 г. в среднем для всех анализируемых классов ставка по трехлетнему кредиту при 50-процентном первоначальном взносе составила порядка 16%, в то время как год назад данный показатель составил 19—23%.
Внутри классов можно наблюдать определенный разброс процентных ставок в зависимости от модели автомобиля и наличия специальных кредитных предложений от банков.
Низкая процентная ставка характерна для автомобилей класса В (компактный), которые в большинстве своем попадают под программу льготного автокредитования.
Невысокие ставки на автомобили премиум-класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. авторы исследования объясняют тем, что премиальные бренды кредитуют покупателей через свои собственные банки, которые предлагают наиболее выгодные условия и низкие процентные ставки с целью продажи автомобилей, а не получения доходов от процентов.
Несмотря на то что процентные ставки на разные классы автомобилей находятся в среднем на схожем уровне, эффект от их повышения, допускают эксперты PwC, будет отличаться для разных классов. Так, продажи автомобилей низкого и среднего ценовых сегментов наиболее чувствительны к повышению процентной ставки по автокредитам, в то время как продажи автомобилей дорогого ценового сегмента относительно менее чувствительны к повышению процентной ставки по кредиту.
Переплата по кредиту (проценты) составляет для всех рассматриваемых классов от 12 до 22% от общей стоимости владения автомобилем.
Топливо
Расходы на топливо в общей стоимости владения автомобилем различаются для рассматриваемых классов: чем дороже автомобиль, тем незначительнее для него затраты на бензин.
Так, для автомобилей класса В (компактный) и класса С (гольф) стоимость топлива в общей стоимости владения составляет в среднем 20 и 17% соответственно, тогда как для класса Е (бизнес) и полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. — 6 и 8% соответственно.
Для автомобилей среднего ценового сегмента расходы на топливо составляют порядка 12—13% от стоимости владения.
Потребление топлива по состоянию на январь 2016 г. снизилось по сравнению с январем 2015 г. в результате снижения пробега автомобилей. Среди основных причин снижения — введение платных парковок и, как результат, переход на использование общественного транспорта, а также рост использования альтернативных видов транспорта (каршеринг, доступное такси, улучшение инфраструктуры и доступности велосипедов).
Страхование
Страхование составляет существенную статью расходов в общей стоимости владения автомобилем — порядка 17—27%. По состоянию на аналогичный период предыдущего года стоимость страхования составляла 20—30%.
Стоимость страхования каско по состоянию на январь 2016 г. снизилась в денежном выражении в среднем на 23% по всем анализируемым классам, кроме полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Снижение тарифов каско вызвано такими причинами, как более широкое распространение договоров с франшизой, безубыточное продление, ограниченное покрытие каско, отказ потребителей от каско и, как следствие, конкуренция между страховыми компаниями за потребителя.
В денежном выражении чем дороже автомобиль, тем дороже страхование. Как результат, самые большие расходы на страхование приходятся на автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники.
Но в исследовании отмечается, что помимо цены автомобиля существуют другие факторы, оказывающие влияние на стоимость страхования:
-
стоимость запчастей и ремонтных работ;
-
коэффициент угоняемости;
-
эксклюзивность автомобиля и пр.
Налоги и сборы
Налоги и сборы составляют около 1,5% от общей стоимости владения для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) с объемом двигателя в среднем 98 и 114 л.с. соответственно.
Для автомобилей классов D (средний) и компактных кроссоверов — порядка 1,7—1,8%, с объемом двигателя в среднем 149 и 142 л.с. соответственно.
Для автомобилей классов E (бизнес), среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. — 2,1—2,5%.
Для полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. доля в общей стоимости владения составляет 4,7% из-за применения налога на роскошь.
Основные выводы исследования
Показатель, тыс. руб./ год*, если не указано иное* |
Класс B (компактный) |
Класс C (гольф) |
Класс D (средний) |
Класс E (бизнес) |
Компактный кроссовер |
Среднеразмерный кроссовер |
Полноразмный внедорожник до 3 млн руб. |
Полноразмный внедорожник свыше 3 млн руб. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Потеря стоимости |
61,7 |
90,8 |
124,8 |
323,4 |
113,9 |
168,1 |
248,2 |
473,8 |
Эксплуатационные расходы |
137,1 |
174,8 |
247,5 |
367,6 |
213,9 |
262,6 |
381,8 |
564,7 |
Кредит (только %) |
23,2 |
43,5 |
68,7 |
115,1 |
63,1 |
81,8 |
106,3 |
156,0 |
Топливо |
39,0 |
44,5 |
45,1 |
42,0 |
42,5 |
51,2 |
76,2 |
78,2 |
Страхование (каско + ОСАГО) |
49,2 |
58,9 |
99,5 |
154,9 |
73,8 |
88,4 |
149,5 |
240,5 |
Техобслуживание (плановое) |
9,3 |
10,2 |
12,3 |
19,7 |
12,9 |
14,4 |
15,8 |
19,3 |
Налоги и сборы** |
3,0 |
4,1 |
6,6 |
17,6 |
5,7 |
9,3 |
13,5 |
48,6 |
Прочие расходы на содержание*** |
13,5 |
13,7 |
15,3 |
18,4 |
16,0 |
17,4 |
20,4 |
22,1 |
Итого средняя стоимость владения в год |
198,8 |
265,6 |
372,3 |
691,0 |
327,8 |
430,7 |
630,0 |
1038,5 |
Средняя стоимость владения, руб. на 1 км**** |
11,9 |
15,7 |
19,8 |
40,5 |
20,3 |
23,4 |
33,4 |
56,2 |
Парковка***** |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
120,0 |
Итого средняя стоимость владения в год с учетом парковки |
318,8 |
385,6 |
492,3 |
811,0 |
447,8 |
550,7 |
750,0 |
1158,5 |
* Среднее значение за три года владения. ** Транспортный налог и регистрация автомобиля. *** Зимние шины и мойка два раза в месяц. **** Без учета парковки. ***** Для Москвы, стоимость за восемь часов за все рабочие дни в год. ИСТОЧНИК: анализ PwC |