Стоимость владения автомобилем в крупных городах России весомо снизилась

| статьи | печать

У кризиса есть и положительные моменты. Так, очередное ежегодное исследование фирмы PwC в России выявило значительное снижение стоимости владения автомобилем, что должно быть приятно как частным автовладельцам, так и компаниям с собственным серьезным автопарком.

Относительно значения исследования партнер, руководитель практики корпоративных финансов PwC в России Олег Малышев отмечает: «Данное исследование будет интересно как обычным автолюбителям, так и корпоративным клиентам с большим автомобильным парком (такси, каршеринги, службы доставки) и финансовым организациям. Каждый из участников автомобильного рынка сможет почерпнуть интересную информацию и подумать над эффективностью использования автотранспорта. Особенно это актуально в текущий момент, когда автомобильная индустрия переживает не самые лучшие времена».

Но прежде чем перейти к знакомству с результатами исследования, читателям важно знать о сделанных в нем допущениях.

В рамках анализа эксперты PwC рассмотрели современные легковые автомобили, официально продаваемые в России. Для целей анализа были выделены восемь классов автомобилей на основании критериев размера и цены. В состав каждого из классов были включены по пять популярных автомобилей (состав автомобилей был частично изменен по сравнению с анализом по состоянию на начало 2015 г. в связи с тем, что данные модели ушли с рынка).

Результаты анализа по каждому классу отражают средние значения для автомобилей соответствующего класса.

Все основные показатели (цены автомобилей, условия по кредиту и пр.) актуальны на вторую половину января 2016 г. и получены на основании анализа PwC, данных от автодилеров и информации из открытых источников.

Исследование основано на следующих ключевых допущениях:

  • автомобиль приобретается в базовой комплектации с бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач;

  • автомобиль приобретается и эксплуатируется в крупном российском городе;

  • автомобиль эксплуатируется одним собственником в течение гарантийного срока (три года);

  • автомобиль приобретается в кредит на условиях 50% первоначального взноса.

Теперь к результатам.

Потеря стоимости

Потеря стоимости является одной из наиболее существенных статей стоимости владения для всех классов автомобилей, говорится в исследовании. Согласно полученным результатам потеря стоимости за три года автомобилей классов В (компактный), C (гольф), D (средний) и компактных кроссоверов составляет порядка 31—35% от общей стоимости владения автомобилем. При этом данный показатель для среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. составляет 39% общей стоимости владения автомобилем. Наибольший процент стоимости в первые три года теряют автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. — 47 и 46% соответственно. Потеря стоимости увеличилась по всем классам автомобилей по сравнению с 2015 г., особенно сильно это сказалось на автомобилях класса В (компактный), Е (бизнес) и компактных кроссоверах, увеличение потери стоимости составило от 7 до 12%.

Увеличение данного показателя по сравнению с 2015 г., отмечается в исследовании PwC, вызвано более существенным ростом цен на новые автомобили относительно авто с пробегом. В первую очередь это обусловлено ростом валютной составляющей издержек производителей в рублевом эквиваленте.

Автомобили внутри одного класса также обесцениваются по-разному. На это могут влиять различные факторы, например:

  • надежность и репутация модели автомобиля;

  • соотношение спроса и предложения на конкретную модель на рынке автомобилей с пробегом;

  • наличие или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели;

  • динамика цен на аналогичные новые автомобили.

Кредит

Ставка по автокредитам снизилась с 21,5% в январе 2015 г. до 16,1% в среднем по классам в январе 2016 г. в результате снижения ключевой ставки с 17 до 11% по состоянию на январь 2016 г.

В итоге по состоянию на январь 2016 г. в среднем для всех анализируемых классов ставка по трехлетнему кредиту при 50-процентном первоначальном взносе составила порядка 16%, в то время как год назад данный показатель составил 19—23%.

Внутри классов можно наблюдать определенный разброс процентных ставок в зависимости от модели автомобиля и наличия специальных кредитных предложений от банков.

Низкая процентная ставка характерна для автомобилей класса В (компактный), которые в большинстве своем попадают под программу льготного автокредитования.

Невысокие ставки на автомобили премиум-класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. авторы исследования объясняют тем, что премиальные бренды кредитуют покупателей через свои собственные банки, которые предлагают наиболее выгодные условия и низкие процентные ставки с целью продажи автомобилей, а не получения доходов от процентов.

Несмотря на то что процентные ставки на разные классы автомобилей находятся в среднем на схожем уровне, эффект от их повышения, допускают эксперты PwC, будет отличаться для разных классов. Так, продажи автомобилей низкого и среднего ценовых сегментов наиболее чувствительны к повышению процентной ставки по автокредитам, в то время как продажи автомобилей дорогого ценового сегмента относительно менее чувствительны к повышению процентной ставки по кредиту.

Переплата по кредиту (проценты) составляет для всех рассматриваемых классов от 12 до 22% от общей стоимости владения автомобилем.

Топливо

Расходы на топливо в общей стоимости владения автомобилем различаются для рассматриваемых классов: чем дороже автомобиль, тем незначительнее для него затраты на бензин.

Так, для автомобилей класса В (компактный) и класса С (гольф) стоимость топлива в общей стоимости владения составляет в среднем 20 и 17% соответственно, тогда как для класса Е (бизнес) и полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. — 6 и 8% соответственно.

Для автомобилей среднего ценового сегмента расходы на топливо составляют порядка 12—13% от стоимости владения.

Потребление топлива по состоянию на январь 2016 г. снизилось по сравнению с январем 2015 г. в результате снижения пробега автомобилей. Среди основных причин снижения — введение платных парковок и, как результат, переход на использование общественного транспорта, а также рост использования альтернативных видов транспорта (каршеринг, доступное такси, улучшение инфраструктуры и доступности велосипедов).

Страхование

Страхование составляет существенную статью расходов в общей стоимости владения автомобилем — порядка 17—27%. По состоянию на аналогичный период предыдущего года стоимость страхования составляла 20—30%.

Стоимость страхования каско по состоянию на январь 2016 г. снизилась в денежном выражении в среднем на 23% по всем анализируемым классам, кроме полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Снижение тарифов каско вызвано такими причинами, как более широкое распространение договоров с франшизой, безубыточное продление, ограниченное покрытие каско, отказ потребителей от каско и, как следствие, конкуренция между страховыми компаниями за потребителя.

В денежном выражении чем дороже автомобиль, тем дороже страхование. Как результат, самые большие расходы на страхование приходятся на автомобили класса Е (бизнес) и полноразмерные внедорожники.

Но в исследовании отмечается, что помимо цены автомобиля существуют другие факторы, оказывающие влияние на стоимость страхования:

  • стоимость запчастей и ремонтных работ;

  • коэффициент угоняемости;

  • эксклюзивность автомобиля и пр.

Налоги и сборы

Налоги и сборы составляют около 1,5% от общей стоимости владения для автомобилей классов B (компактный) и C (гольф) с объемом двигателя в среднем 98 и 114 л.с. соответственно.

Для автомобилей классов D (средний) и компактных кроссоверов — порядка 1,7—1,8%, с объемом двигателя в среднем 149 и 142 л.с. соответственно.

Для автомобилей классов E (бизнес), среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. — 2,1—2,5%.

Для полноразмерных внедорожников свыше 3 млн руб. доля в общей стоимости владения составляет 4,7% из-за применения налога на роскошь.

Основные выводы исследования

Показатель, тыс. руб./ год*, если не указано иное*

Класс B (компактный)

Класс C (гольф)

Класс D (средний)

Класс E (бизнес)

Компактный кроссовер

Среднеразмерный кроссовер

Полноразмный внедорожник до 3 млн руб.

Полноразмный внедорожник свыше 3 млн руб.

Потеря стоимости

61,7

90,8

124,8

323,4

113,9

168,1

248,2

473,8

Эксплуатационные расходы

137,1

174,8

247,5

367,6

213,9

262,6

381,8

564,7

Кредит (только %)

23,2

43,5

68,7

115,1

63,1

81,8

106,3

156,0

Топливо

39,0

44,5

45,1

42,0

42,5

51,2

76,2

78,2

Страхование (каско + ОСАГО)

49,2

58,9

99,5

154,9

73,8

88,4

149,5

240,5

Техобслуживание (плановое)

9,3

10,2

12,3

19,7

12,9

14,4

15,8

19,3

Налоги и сборы**

3,0

4,1

6,6

17,6

5,7

9,3

13,5

48,6

Прочие расходы на содержание***

13,5

13,7

15,3

18,4

16,0

17,4

20,4

22,1

Итого средняя стоимость владения в год

198,8

265,6

372,3

691,0

327,8

430,7

630,0

1038,5

Средняя стоимость владения, руб. на 1 км****

11,9

15,7

19,8

40,5

20,3

23,4

33,4

56,2

Парковка*****

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

120,0

Итого средняя стоимость владения в год с учетом парковки

318,8

385,6

492,3

811,0

447,8

550,7

750,0

1158,5

* Среднее значение за три года владения.

** Транспортный налог и регистрация автомобиля.

*** Зимние шины и мойка два раза в месяц.

**** Без учета парковки.

***** Для Москвы, стоимость за восемь часов за все рабочие дни в год.

ИСТОЧНИК: анализ PwC