Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной. Для крупных трат и кредитования, по мнению россиян, сейчас более благоприятное время, чем было в начале года.
Индекс потребительского доверия, постепенно прибавляя с января, в августе достиг 36 п. при диапазоне от 10 до 90 п. Год назад показатель был немного ниже (32 п.), тогда как в предыдущие годы уровень значений, напротив, был выше. Неблагоприятным для крупных покупок нынешнее время считают 60% наших сограждан, приемлемым — 24%.
Индекс кредитного доверия также достиг максимума в текущем году (22 п.) при диапазоне от 10 до 90 п. Для сравнения, год назад он был равен 23 п., в августе 2009 г. — 25 п. В аналогичные периоды 2010—2014 гг. в вопросах кредитования россияне были настроены более оптимистично (значения индекса составляли 32—36 п.). Доля респондентов, называющих нынешнее время для кредитов неподходящим, снижается (до 79% в августе с.г.), однако по-прежнему существенно превышает долю положительных ответов (9%).
Отношение россиян к банкам остается противоречивым: 38% полагают, что если деньги есть в банке, то их стоит забрать, и почти столько же (36%) — что свободные средства сейчас лучше положить в банк.
Доля тех, кто считает, что сейчас лучше потратить зарплату или пенсию, на данный момент составляет 27%. О необходимости сократить повседневные расходы говорят вдвое больше (61%).
«Как известно, в августе 2016-го мы пережили две недели сезонной дефляции. Инфляция в августе составила 0%, и специалисты уже допускают, что годовую инфляцию удастся опустить ниже 6%. И основания для столь оптимистичных ожиданий есть: продефляционный консенсус в обществе сохраняется, домохозяйства не торопятся расставаться с деньгами, это ведет к замедлению скорости оборота денег в экономике, что подавляет инфляцию», — пояснил эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб. В то же время, по его словам, с начала 2016 г. продефляционные настроения стали ослабевать. В основе этого процесса — крепнущая уверенность общества в том, что риски массовой безработицы миновали. Все эти факты, взятые в целом, говорят о том, что общественное сознание понимает, что экономика становится ближе к фазе подъема.