Очередная реформа пенсионной системы страны проста: проедать деньги сразу, ничего в рост не пускать.
Это третья реформа российской пенсионной системы за 15 лет. Теперь ее проект представили Центробанк и Минфин. У ЦБ главная идея – стерилизовать каждую копейку в кармане потенциального потребителя, отучить его бродить по магазинам и так побороть инфляцию. Минфину надо затыкать бюджетные дыры. Предложенная реформа должна этим затеям способствовать.
С 2018 г. предлагается все 22%, которые работодатель выплачивает за работника в пенсионный фонд, сразу отправлять в страховую часть. Иными словами – мгновенно проедать, осуществляя выплаты нынешним пенсионерам. Отказаться напрочь от идеи накопительной части грамотные финансисты не могут, так как знают, что взносов работающих граждан уже не хватает на пенсии неработающим, а с каждым годом ситуацию будет все хуже. Придумали дать позволение народу сверх 22% делать взносы в накопительную часть за свой счет. Это предложение увлекательно читается на фоне регулярно поступающей статистики о снижении доходов россиян. Расчет, видимо, на то, что автоматические внесенные в список жертвователей люди не сразу сообразят, что можно написать заявление и отказаться от выплаты 6% заработка НПФам. Тем более, что в первый год с нас сниму 0%, потом каждый год будут накидывать по проценту платежей – авось не заметим.
Придумали и стимул – обещают на сумму выплат в накопительную часть предоставлять налоговый вычет. Гарантии сохранности денег обещает дать ЦБ. Еще обещано, что в случае, скажем, тяжелой болезни, можно будет накопленные деньги забрать и отдать врачам и продавцам лекарств.
Авторы очередной реформы и не говорят, что во всем этом может быть выгодно для будущего пенсионера. Просматривается лишь выгода Минфина. «В очередной раз под видом пенсионной реформы обществу предлагается одобрить затыкание бюджетных дыр за счет повышения налоговой нагрузки», - считает экономист Сергей Алексашенко.
Многие эксперты уверены, что новая накопительная система не будет функционировать, так как у многих людей нет денег, которые можно откладывать под обещания ЦБ их защитить. А у тех, кто еще имеет деньги, нет доверия к государственным и квазигосударственным финансистам.
Очевидно, что авторы реформы все это отлично знают и отдают себе отчет, что по сути речь идет об отмене накопительной системы и возвращению к распределительной. Деньги должны идти сразу на выплаты пенсионерам, минуя экономику. Авторы сохраняют из чувства приличия возможность реставрации накопительной системы – если экономике когда-нибудь потребуются инвестиции «длинных денег» будущих пенсионеров.
Пока нет ни проектов, которые обещают прибыль тем, кто в них вложится, ни серьезного роста фондового рынка (зато крепко стоят заборы почти у всех «голубых фишек», чтобы не пускать пенсионные деньги в свои вотчины и не отчитываться потом не перед отдельными миноритариями-сутягами, а перед миллионами и десятками миллионов инвесторов). Вообще инвестиционный климат в стране сумрачный. В общем, на фоне падения доходов всех бюджетов – от семейного до федерального, и роста числа пенсионеров, который никак не удается остановить, у денежных властей было два варианта действий. Или добиваться институциональных реформ, принципиального изменения действующей системы хозяйствования – но это представляется нереальным. Или просто перестать обольщаться и вернуться к распределительной системе, оставив лазейку для внедрения системы накопительной когда-нибудь после (министр финансов повторяет, что накопительный элемент нужен), если появится спрос.
Так и сделали в проекте реформы. Есть хорошие шансы, что с ней согласится социальный блок правительства, ее одобрит высшая власть, и она будет запущена.