Журнал Nature сообщает, что, анализируя бактерии, живущие внутри человеческого носа, учёные из Тюбингенского университета в Германии открыли новый вид антибиотиков, которые могут помочь бороться с инфекциями, порождаемыми супербактериями.
Это серьёзное событие — последний раз новый класс антибиотиков был открыт в 1980-х годах. Как отмечает BBC, практически все антибиотики до этого были обнаружены в колониях почвенных бактерий. Но немецкие специалисты впервые решили обратиться в своих исследованиях к человеческому телу. Они надеются, что наше тело — неисчерпаемый источник новых лекарств.
Начали с насморка. Наши носы атакуют в числе прочих гадостей золотистый стафилококк и его супервид — метициллинрезистентный золотистый стафилококк (MRSA), устойчивый к большинству антибиотиков. Он живёт в носу 30% всех людей. У некоторых людей в носах базируются конкурирующие бактерии Staphylococcus lugdunensis. И такие люди с меньшей вероятностью будут атакованы опасным золотистым стафилококком.
Выяснив это и убедившись в верности своих предположений, исследователи использовали несколько штаммов генетически модифицированной Staphylococcus lugdunensis, чтобы выяснить, какая именно часть её генетического кода оказалась решающей в борьбе за место в носу. И оказалось, что один решающий ген содержал информацию, которую учёные использовали для создания нового антибиотика, получившего название «лугдунин».
Экспериментировали на мышах. Оказалось, что лугдунин способен лечить кожные инфекции, вызванные супербактериями, включая метициллинрезистентный золотистый стафилококк и фекальный энтерококк.
«Некоторые из подопытных животных были полностью излечены — на них не осталось ни одной клетки бактерии. В других случаях количество бактерий сократилось, часть из них осталась, но мы также увидели, что это соединение проникло вглубь ткани и действовало на более глубоких слоях кожи», — приводит BBC слова одного из учёных, Бернхарда Крисмера.
Конечно, до того дня, когда лугдунин будет предложен пациентам, должны пройти годы исследований. Но внушает оптимизм само направление поиска лекарств от болезней, которые сегодня уже не лечатся прежними антибиотиками. Есть надежда, что в самом человеческом теле можно будет найти новые антибиотики, которые позволят человечеству выжить. Ряд учёных полагают, что если всё пойдёт по позитивному сценарию, то в будущем люди будут лечиться от инфекций путём искусственного заражения генетически-модифицированными бактериями.
«Изменение баланса бактерий внутри тела путём производства натуральных антибиотиков может быть в итоге использовано для борьбы с бактериальными инфекциями, — цитирует BBC профессора Колина Гарнера, главу британского Центра исследования антибиотиков. — Вполне возможно, что это исследование — первое в череде многих, доказывающих, что бактерии внутри нашего организма могут производить новые антибиотики с новыми химическими структурами».
Это важно, так как сейчас мировое учёное сообщество констатирует: появление антибиотиков в 1920-х годах произвело революцию в медицине, которая сейчас подходит к концу. Причина — распространение супербактерий, устойчивых к антибиотикам. Ежегодно супербактерии убивают 700 000 человек. К 2050 г. супербактерии, если с ними не бороться, будут убивать 10 млн человек ежегодно, нанося ущерб мировой экономике в размере около 100 трлн долларов в год. Неслучайно на днях все 193 страны, входящие в ООН, обязались бороться с супербактериями. Через два года страны — члены ООН должны представить план по борьбе с устойчивыми к антибиотикам бактериями.
Однако пока люди смутно представляют, как можно побеждать супербактерии. ВВС приводит слова президента общественной организации «Альянс клинических химиотерапевтов и микробиологов» Сергея Яковлева: «Очень хорошо, что об этом наконец-то заговорили. Это глобальная проблема. Правда, возникает вопрос — не поздно ли? Чего-то можно достигнуть, но точка невозврата уже пройдена, полностью ликвидировать резистентность к антибиотикам не удастся. Речь идёт о стабилизации ситуации и сдерживании антибиотикорезистентности».
Врачи убеждены, что полностью ликвидировать резистентность не удастся. В сороковые годы прошлого века женщину вылечили одной инъекцией пенициллина, а «несколько лет назад пациента лечили всеми известными антибиотиками, ни один не помог, и он умер», — рассказывает BBC врач высшей категории Александр Мясников.
Проблема в том, считают доктора, что разрабатывать новые антибиотики стало невыгодно. На это уходит лет 20 и стоит это примерно 1 млрд евро. В середине прошлого века новый антибиотик работал 10—20 лет, успевая окупать затраты. Сейчас же бактерии привыкают к нему за год-два.
Руководители ВОЗ открыто говорят об угрозе распространения неизлечимых инфекций примерно так, как распространялась чума в Средние века. Речь идёт не только, скажем, о туберкулёзе, который в Африке уже научился быть неизлечимым. По мнению врачей, сегодня можно констатировать, что нередко рак желудка, рак печени, рак шейки матки, рак гортани — инфекционные заболевания, что 17% онкологии — результат инфекции. А сердечные заболевания вызываются хламидийной инфекцией.
Единственное, что могут предложить сегодня европейские врачи, — обязательно брать анализы у пациентов госпиталей на наличие супербактерий, а тех, у кого эта напасть будет выявлена, помещать в изоляторы на время лечения.
На фоне безрадостных прогнозов об исходе войны людей с бактериями некоторую надежду внушает работа немецких медиков. Во-первых, всё-таки работа ведётся. Во-вторых, может и впрямь, наше тело станет волшебным источником антибактерий, которые остановят наступление бактерий вражеских.