Новая форма реестра застрахованных лиц
Утверждены новая форма реестра застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, порядок ее представления и формат реестра в электронном виде.
Появление новой формы обусловлено изменениями, которые были внесены в Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и применяются с 1 января 2015 г.
Сама форма реестра застрахованных лиц не изменилась. Откорректирован лишь порядок ее представления. Так, уточнено, что реестры формируются работодателем отдельно в отношении сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и в отношении сумм взносов работодателя. В порядке теперь сказано, что реестры в электронном виде обязаны представлять работодатели, среднесписочная численность работников которых за прошедший год превышает 25 человек (ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ).
(Постановление Правления ПФР от 09.06.2016 № 482п, вступило в силу 10 сентября 2016 г.)
Технологические потери для целей налога на прибыль
На основании подп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам в целях налогообложения прибыли приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери, обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья. Минфин России обратил внимание, что, учитывая технологические особенности собственного производственного цикла и процесса транспортировки, налогоплательщики могут определять нормативы образования безвозвратных отходов каждого конкретного вида сырья и материалов, используемых в производстве. Данные нормативы могут быть установлены, в частности, технологическими картами, сметами технологического процесса или иными аналогичными документами, являющимися внутренними документами, которые разрабатываются специалистами организации, контролирующими технологический процесс (например, технологами), и утверждаются уполномоченными лицами организации.
(Письмо Минфина России от 07.09.2016 № 03-03-05/52297)
Имущественный вычет по процентам до 2014 г.
В 2008 г. налогоплательщик воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на новое строительство жилого дома. В 2013 г. он приобрел квартиру с привлечением кредитных средств. Возник вопрос: можно ли по квартире, приобретенной в 2013 г., воспользоваться имущественным вычетом в сумме процентов?
Специалисты финансового ведомства напомнили, что до 1 января 2014 г. вычет при приобретении (строительстве) жилья предоставлялся в сумме, направленной на приобретение (строительство) жилья, но не более 2 млн руб., а также на погашение процентов по целевому кредиту на приобретение (строительство) этого жилья (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в ред., действующей в отношении правоотношений, возникших до 1 января 2014 г.).
При этом по жилью, приобретенному до 1 января 2014 г., имущественный налоговый вычет как в части расходов на приобретение жилья, так и в части расходов, направленных на погашение процентов по кредитам, полученным на его приобретение, предоставлялся только в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества.
А поскольку повторное предоставление имущественного вычета в соответствии со ст. 220 НК РФ не допускается, то по квартире, приобретенной в 2013 г., вычет по НДФЛ предоставлен быть не может.
(Письмо Минфина России от 05.09.2016 № 03-04-05/51758)
Учет расходов на содержание здравпунктов
По мнению финансистов, компания может учесть при расчете налога на прибыль расходы на содержание здравпунктов только в том случае, когда их создание предусмотрено законодательством РФ.
В статье 223 Трудового кодекса РФ сказано, что санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагаются на работодателя. Для целей налогообложения прибыли расходы организации на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Основание — подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Исходя из указанных норм, финансовое ведомство пришло к следующему выводу. Если согласно требованиям законодательства РФ на компанию возлагается обязанность по созданию здравпунктов, то затраты по их содержанию можно учесть при расчете налога на прибыль. При этом оплата труда медицинского персонала здравпунктов, которые являются структурным подразделением организации, включается в расходы по ст. 255 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-03-06/1/51023)
Субсидии из регионального бюджета: восстанавливать ли НДС?
Нужно ли восстанавливать НДС при получении из бюджета субъекта РФ субсидии, источником которой являлись межбюджетные трансферты из федерального бюджета? Напомним, что согласно подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в случае, если субсидии из федерального бюджета выделяются на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в порядке, предусмотренном НК РФ, подлежат восстановлению. В отношении субсидий, выделенных из иных бюджетов бюджетной системы на возмещение вышеуказанных затрат, указанная норма не применяется.
Специалисты финансового ведомства разъяснили, что согласно положениям ст. 41 БК РФ предоставленные из федерального бюджета бюджету субъекта РФ субсидии относятся к безвозмездным поступлениям и являются источником доходов бюджета субъекта РФ. При этом субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которой являлись целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не может рассматриваться как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. Поэтому на такие субсидии норма подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ также не распространяется.
(Письмо Минфина России от 30.08.2016 № 03-07-11/50508)
Продажа квартиры, полученной по договору мены
При продаже квартиры, находившейся в собственности менее минимального предельного срока владения, налогоплательщик может воспользоваться имущественным вычетом в размере доходов, полученных от продажи, но не более 1 млн руб., либо уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (п. 2 ст. 220 НК РФ).
А как определить сумму расходов, связанных с приобретением жилья, если речь идет о продаже квартиры, которая не приобретена за деньги, а получена в обмен на другое имущество?
Статьей 567 ГК РФ установлено, что к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
На основании приведенных норм законодательства Минфин России разъяснил, что при продаже квартиры, полученной по договору мены, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от продажи квартиры на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с ее приобретением. При этом в расходы, связанные с приобретением квартиры, включается стоимость квартиры, указанная в договоре мены, либо, при отсутствии стоимости в договоре, рыночная стоимость обмениваемой квартиры.
Рыночная стоимость обмениваемого жилого помещения (квартиры) может быть установлена оценщиком, осуществляющим оценочную деятельность в рамках Федерального закона от 29.07.98 № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
(Письмо Минфина России от 29.08.2016 № 03-04-05/50395)
Срок для представления работнику справки 2-НДФЛ
Вопрос предоставления налоговым агентом физическому лицу справки о полученных доходах относится к правоотношениям между работодателем и работником. К такому выводу пришел Минфин России.
Специалисты финансового ведомства обратили внимание, что установление срока выдачи налоговым агентом физическим лицам справок о полученных доходах не относится к предмету правового регулирования НК РФ. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также налоговому контролю, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Между тем, учитывая требования трудового законодательства (ст. 62 ТК РФ), по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления выдать работнику, в частности, копии документов, связанных с работой (справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). По мнению Минфина России, изложенному в письме от 21.06.2016 № 03-04-05/36096, к указанным документам может быть также отнесена и справка о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога.
(Письмо Минфина России от 26.08.2016 № 03-04-05/50030)
Строительство при УСН: как учесть расходы
Минфин России разъяснил порядок учета для целей УСН расходов на строительство объекта основных средств и арендной платы за земельный участок, на котором осуществляется это строительство. Финансисты обратили внимание, что на основании подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на сооружение основных средств учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности. На основании этого они пришли к выводу, что расходы на строительство объекта основных средств, произведенные в период применения УСН, учитываются после ввода этого объекта в эксплуатацию.
Что касается расходов в виде арендной платы за предоставленный под строительство земельный участок, то, учитывая требования п. 1 ст. 257 НК РФ о порядке формирования первоначальной стоимости ОС, такие расходы, произведенные до начала строительства, а также во время его, подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств. Арендная плата, уплачиваемая после ввода объекта ОС в эксплуатацию, учитывается в расходах на основании подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ по мере фактической оплаты.
(Письмо Минфина России от 26.08.2016 № 03-11-06/2/49861)
Восстановление НДС при переходе на УСН крымской компанией
Крымская компания при переходе на упрощенную систему не должна восстанавливать НДС, принятый к вычету по украинскому законодательству.
Финансисты рассмотрели следующую ситуацию. Организация, расположенная в Крыму, до присоединения полуострова к России купила основные средства. НДС с их стоимости был принят к вычету на основании украинского законодательства. В 2014 г. организация зарегистрирована в соответствии с законодательством РФ. С 2017 г. компания собирается переходить на упрощенную систему налогообложения. Нужно ли ей восстанавливать «украинский» НДС?
По мнению специалистов Минфина России, делать этого не надо. Данная позиция аргументируется так.
По общему правилу при переходе организации на специальные налоговые режимы суммы НДС, ранее принятые в соответствии с главой 21 НК РФ к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на спецрежимы. Такое требование содержится в подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. В рассматриваемой ситуации организация не принимала к вычету НДС по российскому законодательству. А раз так, то и оснований для восстановления налога не имеется.
(Письмо Минфина России от 25.08.2016 № 03-07-08/49704)
Деятельность по продаже товаров через интернет не подпадает под ЕНВД
Виды деятельности, по которым налогоплательщики могут применять «вмененку», перечислены в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Так, согласно подп. 6 данной нормы Кодекса на этот спецрежим может быть переведена розничная торговля, осуществляемая:
— через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
— через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.
Определение розничной торговли для целей применения ЕНВД дано в ст. 346.27 НК РФ. Под ней понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети).
Исходя из приведенных норм, специалисты Минфина России пришли к следующему выводу. Реализация товаров с использованием интернета для целей обложения вмененным налогом не относится к розничной торговле. Следовательно, компания не имеет права перейти на ЕНВД.
(Письмо Минфина России от 22.08.2016 № 03-11-11/48896)
Как определить срок владения земельным участком
Так же как и при продаже жилья, при продаже земельного участка порядок применения НДФЛ будет зависеть от того, в течение какого срока этот земельный участок находился в собственности физического лица. Если срок равен или превышает минимальный срок владения, доходы от продажи земельного участка налогом не облагаются (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Если не превышает, доходы НДФЛ облагаются, но налогоплательщик получает право воспользоваться имущественным налоговым вычетом в порядке, установленном ст. 220 НК РФ.
Минфин России разъяснил, как для этих целей определяется срок владения земельным участком.
Финансисты обратили внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом на основании ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Учитывая вышеизложенное, срок владения земельным участком при его продаже будет исчисляться с момента его государственной регистрации.
(Письмо Минфина России от 12.08.2016 № 03-04-05/47339)
Материальная выгода от экономии на процентах
В общем случае материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, подлежит обложению НДФЛ (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ). Однако для материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение жилья и земельных участков, а также предоставленными банками в целях рефинансирования (перекредитования) займов (кредитов), полученных на новое строительство либо приобретение жилья или земельных участков, сделано исключение.
Такая материальная выгода налогообложению не подлежит. Но при одном условии: налогоплательщик должен иметь право на получение имущественного налогового вычета, установленного подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ (то есть вычета по расходам на строительство и приобретение), подтвержденное налоговым органом в установленном порядке.
Минфин России уточнил, что оснований для освобождения от НДФЛ дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, в случае наличия у налогоплательщика права на вычет, установленного подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ (то есть на вычет по процентам), в главе 23 НК РФ не содержится.
(Письмо Минфина России от 12.08.2016 № 03-04-05/47339)
Как правильно заполнить реквизит 107 платежного поручения на уплату НДФЛ
Компания в текущем месяце выплачивает работникам пособия в связи с болезнью и отпускные. В этом случае она должна уплатить НДФЛ не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Согласно п. 8 приложения 2 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» по реквизиту 107 указывается конкретная дата уплаты налога для каждого срока в случае, если Налоговым кодексом РФ предусмотрено более одного срока уплаты налога.
ФНС России разъяснила, что в рассматриваемой ситуации налоговый агент может сформировать одно платежное поручение на уплату НДФЛ, так как и для пособий по временной нетрудоспособности, и для отпускных установлен один срок перечисления налога в бюджет. Например, если указанные выплаты осуществлены в июле 2016 г., то по реквизиту 107 указывается «мс.07.2016».
Кроме того, специалисты ФНС России сообщили, что налоговые агенты должны обеспечивать формирование отдельных платежных поручений на перечисление в бюджет НДФЛ с разными показателями налогового периода (срока уплаты).