Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» вступил в силу 1 сентября 2016 года. Он заменил действующий ранее Федеральный закон «О третейских судах в РФ».
Заметным нововведением стало то, что Закон теперь регламентирует порядок создания и функционирования арбитражных учреждений (третейских судов) (п. 1 ст. 44 Закона № 382-ФЗ). Арбитражные учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях. Некоммерческие организации в свою очередь должны получить соответствующее разрешение Правительства РФ на осуществление функций арбитражного учреждения.
Разрешен вопрос, могут ли третейские суды рассматривать корпоративные споры (п. 7 ст. 7 Закона № 382-ФЗ). Теперь прямо допускается такая возможность при обязательном указании на это соглашение в уставе, но исключительно для определенных споров (п. 7 ст. 7 Закона № 382-ФЗ). Некоторые корпоративные споры могут рассматривать только государственные суды (в частности, о созыве общих собраний, об исключении участников, об обязательном выкупе акций и другие, предусмотренные п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ). Причем в большинстве случаев для передачи корпоративного спора на рассмотрение третейского суда сторонами соответствующего третейского соглашения должна быть компания, все ее участники, а также лица, которые прямо выразили свою волю об обязательности для него арбитражного соглашения.
Примечательным является также тот момент, что по сравнению с Законом «О третейских судах» новый Закон определяет обязательность установления срока разбирательства в правилах арбитража (подп. 8 п. 5 ст. 45 Закона № 382-ФЗ), и он не должен превышать срок, установленный действующим законодательством. Как известно, в прежнем законе такое положение отсутствовало, что приводило на практике к затягиванию процедур разбирательства на неопределенные сроки.
Также правилами арбитража по новому Закону должны быть установлены фиксированный размер любых видов арбитражных сборов, в том числе гонорарных сборов, или правила их определения, а также состав и порядок распределения расходов. Если по Закону «О третейских судах» в правила не обязательно было включение размера гонорара третейских судей и он мог определяться с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств, то новый закон исключает необоснованно крупные затраты на ведение разбирательства.
Более подробно урегулирована процедура третейского разбирательства. Например, предусмотрены правила о том, как должны направляться документы и иные материалы сторонам третейского разбирательства, если они не урегулировали этот вопрос в соглашении. Такая корреспонденция должна направляться по последнему известному месту нахождения заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию попытки доставки указанных документов и материалов.
Закон дополнен новой нормой, исключающей использование одной из сторон попытки нейтрализации третейского разбирательства на стадии ведения процесса или после его окончания со ссылкой на несоблюдение диспозитивных норм закона или соглашения. Таким образом, если сторона своевременно не заявит о таких нарушениях, то она считается отказавшейся от своего права на возражение и подтверждает свое согласие на третейское разбирательство (ст. 4 Закона № 382-ФЗ).
Итак, процесс третейского разбирательства по Закону № 382-ФЗ становится более прозрачным и понятным всем участникам и во многом поможет избежать злоупотребления или ангажированности участия третейских судов, что, конечно же, увеличит степень доверия к ним.
Подробнее о Федеральном законе от 29.12.2015 № 382-ФЗ читайте на стр. 4.