В четверг, 29 сентября, рубль резко подорожал, сообщил «Финмаркет». Средневзвешенный курс доллара с расчетом завтра на Московской бирже в 11:30 мск (основа для официального курса на следующий день) упал сразу на 79,28 коп. и составил 63,1581 руб. По общему мнению аналитиков, на курсе сказался резкий рост цены на нефть — после того как на встрече Организации стран — экспортеров нефти в Алжире неожиданно удалось добиться соглашения о замораживании добычи.
Предыдущий раз такое решение удалось согласовать восемь лет назад.
Сразу после известия о соглашении, в середине дня среды, нефть сильно подорожала. По итогам торгов 28 сентября стоимость ноябрьского контракта на нефть марки Brent на бирже ICE в Лондоне взлетела на 2,72 долл. (+5,92%) — до 48,69, а в ходе торгов поднималась выше 49 долл. за баррель. В четверг нефть минимально, на сотые доли процента, дешевела, но держалась выше 48,5 долл. за баррель.
Аналитики были удивлены, что нефтедобывающим странам удалось договориться заморозить добычу. Численные показатели таковы: общая добыча стран ОПЕК должна составлять 32,5—33 млн баррелей в сутки; сейчас этот лимит — 34,2 млн баррелей в сутки. Переговоры в общей сложности продлились 2,5 года, сообщил министр нефти Ирана Бижан Зангане.
Министр энергетики Катара Мухаммед бен Салах ас-Сада предупредил, что сокращение незначительно и что принято такое решение в том числе для того, чтобы понять реакцию рынка; окончательный, обязывающий документ будет оформлен на официальной встрече стран ОПЕК в ноябре в Вене. Тогда же будут установлены квоты для каждой из стран ОПЕК.
Некоторые члены ОПЕК не будут включены в план сокращения, сообщил министр энергетики Саудовской Аравии Халди аль-Фалих, а именно — Ирану, Ливии и Нигерии будет разрешена максимально обоснованная добыча.
По данным Bloomberg, Алжир предложил ОПЕК сократить добычу до 32,4 млн баррелей в сутки, в том числе Саудовской Аравии — до 10,145 млн баррелей в сутки, а Ирану — до 3,7 млн баррелей в сутки. Нигерию и Ливию, подтверждает Bloomberg, предлагается вовсе освободить от сокращения добычи, поскольку оба государства страдают от последствий гражданской войны и действий повстанцев.
Саудовская Аравия наращивала добычу с середины 2014 г., когда цена на нефть начала стремительно снижаться, и добывала 10,7 млн баррелей в сутки, больше всех в мире. Ирак, несмотря на все внутренние сложности, быстро увеличивал добычу, доведя ее к концу 2015 г. до более чем 1,5 млн баррелей в день, сейчас она несколько снизилась. Иран после исторической ядерной сделки довел добычу до 3,65 млн баррелей в сутки и имеет план в 4 млн к концу нынешнего года.
Как напоминают аналитики JP Morgan, Саудовская Аравия и Иран провели в Вене двусторонние переговоры прямо накануне встречи в Алжире — по всей видимости, именно их договоренности стали основой для алжирского соглашения, а удалось достичь их из-за компромиссной позиции саудовцев, решивших не сопротивляться иранскому желанию вернуть себе досанкционный экспорт.
Сокращение добычи, продолжают аналитики JP Morgan, лежит в русле реального поведения нефтяной промышленности многих стран-экспортеров из Латинской Америки. Видимо, поэтому Венесуэла, где добыча сама собой падает так быстро (на 10%, сейчас составляет 2,3 млн баррелей в сутки), что топливо приходится завозить уже из США, и в меньшей степени Эквадор выступают решительными сторонниками замораживания. Россия же давно поддерживает идею сократить добычу, выступала за нее на предыдущей подобной встрече в Дохе, а в сентябре подписала с Саудовской Аравией двусторонний договор, гармонизирующий экспортные поставки нефти с политикой ОПЕК.
Противниками соглашения о замораживании добычи выступали, по всей видимости, Колумбия и Мексика. Первая из них за последний год сократила добычу на 17%, но это из-за действий повстанцев; страна намерена вернуться к прежней цифре добычи. Правительство Мексики убыстряет структурные реформы, чтобы возвратиться на траекторию роста добычи.