Структурные изменения происходят в сберегательной политике российских граждан, сообщает в кредитном обзоре «Сбербанк CIB» (его пересказывает RNS). Если раньше большая часть дохода плюс кредитные средства направлялись на приобретения разного рода, то теперь под воздействием кризиса россияне экономят и направляют большую долю на погашение долгов и увеличение сбережений. Эта тенденция, по мнению аналитиков, проявляется и в более быстром росте ипотечного кредитования по сравнению с розничным.
Аналитики «Сбербанк CIB» считают, что потребительский бум продолжался в России с 2004 по 2013 г.: потребление росло быстрей, чем ВВП, и было одним из важнейших или порой единственным драйвером экономического роста.
Двузначный (в процентах) рост потребительских расходов сопровождался аналогичным ростом цен, и эта ситуация сохранилась до кризиса 2008 г., продолжают аналитики «Сбербанка CIB», а в сам кризис и по его окончании произошло и охлаждение экономики, и снижение потребительской активности и инфляции. Нынешний кризис с низкой ценой на нефть, низкой кредитной и потребительской активностью замедлил инфляцию: аналитики «Сбербанка CIB» ожидают, что в 2016 г. цены вырастут всего на 5,6%, и они считают реалистичным замедление инфляции до 4% в 2017 г.
Стремительное замедление роста цен было вызвано продолжающимся снижением розничных продаж и ослаблением потребления. Банк России, который перешел к режиму таргетирования инфляции, выразил озабоченность, что снижение ключевой ставки будет стимулировать потребление через экономическое восстановление и последующее повышение заработной платы либо через расширение розничного кредитования и таким образом будет иметь инфляционные последствия, напоминают аналитики. «Мы считаем, что в результате всего этого поведение населения (в отношении сбережений. — RNS) резко изменилось. Благодаря увеличению нормы сбережений, по нашему мнению, снижение ставок будет также стимулировать дальнейшие покупки недвижимости, и это сгладит инфляционный эффект», — сказано в обзоре.