C 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Обозначим основные перемены, ожидающие плательщиков страховых взносов.
Ранее в Налоговом кодексе уже было предусмотрено регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование, но с 2010 года единый социальный налог был отменен.
В настоящий момент основные вопросы исчисления и уплаты страховых взносов урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).
И вот начиная с 2017 года в Налоговый кодекс возвращаются нормы, связанные с уплатой страховых взносов.
Под страховыми взносами в НК РФ понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Как следует из НК РФ, страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
Что же изменяется для плательщиков страховых взносов с 01.01.2017 согласно первой части НК РФ?
1. Теперь НК РФ устанавливает страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами. Однако законодатель обращает внимание, что действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию страховых взносов лишь в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.
С января 2017 года плательщик взносов наделяется дополнительными гарантиями, которые ранее были предусмотрены только для налогоплательщиков и плательщиков сборов. Так, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие страховые взносы, когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика страховых взносов (ст. 3 НК РФ). Учитывая, что формулировки актов законодательства о налогах и сборах зачастую допускают многозначное толкование, данные нормы будут для плательщиков взносов весьма кстати.
2. Сформулированы общие условия установления страховых взносов и определены элементы обложения взносами, при отсутствии которых взнос не будет считаться установленным (ст. 17, 18.2 НК РФ). К таким элементам относятся: объект обложения страховыми взносами; база для исчисления страховых взносов; расчетный период; тариф страховых взносов; порядок исчисления страховых взносов; порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Но законодатель не рискнул описать все элементы обложения в НК РФ и в главу 34 НК РФ включил отсылочные нормы к федеральным законам «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и т. д.
3. Устранены спорные вопросы вступления в силу актов о страховых взносах. Теперь по общему правилу такие акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода (календарного года) по страховым взносам. Соответственно плательщик страховых взносов защищен от непредсказуемых и скорых изменений в области уплаты страховых взносов. В пользу плательщика взноса урегулирован вопрос о наделении актов обратной силой (ст. 5 НК РФ). Так, если ранее в отношении актов, ухудшающих положение плательщиков, можно было руководствоваться ст. 54, ст. 57 Конституции РФ, то в отношении актов, улучшающих положение налогоплательщиков, такой правовой определенности не было.
4. Администрирование страховых взносов от ПФР, ФСС передано в ведение Федеральной налоговой службы РФ (ст. 31 НК РФ). За письменными разъяснениями по вопросам применения страховых взносов теперь необходимо обращаться в Министерство финансов Российской Федерации (ст. 21 НК РФ).
Расчеты по страховым взносам, документы, необходимые для их исчисления и уплаты, в отдельных случаях сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета предоставляются плательщиком взносов в налоговый орган (ст. 23 НК РФ)
На налоговые органы возложены обязанности по контролю за уплатой страховых взносов, установленные в главе 14 НК РФ.
Право проведения проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняется за территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 431 НК РФ).
5. Постановка на учет в качестве плательщика страховых взносов будет осуществляться налоговыми органами в порядке, существующем для налогоплательщиков. Введена обязанность плательщика страховых взносов уведомлять налоговый орган о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (ст. 23 НК РФ).
Определен порядок постановки на учет в качестве плательщика страховых взносов физических лиц, не имеющих места жительства на территории РФ. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов осуществляется налоговым органом по месту пребывания такого лица на основании его заявления о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
6. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов теперь осуществляется в соответствии с главой 8 НК РФ по правилам, которые ранее действовали только для плательщиков налогов и сборов, и существенных изменений не претерпело. До 3000 руб. увеличился порог задолженности по уплате страховых взносов с физического лица. При достижении такой пороговой суммы налоговый орган должен обратиться для взыскания в суд. Напомним, ранее эта сумма составляла 500 руб. (ст. 48 НК РФ).
7. Улучшилось положение плательщика страховых взносов в части предоставления отсрочки (рассрочки) их уплаты. Срок предоставления рассрочки (отсрочки) увеличен до трех лет. Появились новые основания для ее предоставления, например угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им взносов; а также если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты взносов. Однако законодатель сохранил правило о невозможности предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов в части сумм, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части пенсии.
8. Ограничено право плательщика страховых взносов на возврат излишне уплаченных и излишне взысканных страховых взносов. Так, недопустим возврат, если сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. В указанной части допустим только зачет (ст. 78, 79 НК РФ). Ранее плательщик страховых взносов мог возвратить такие взносы, если они были излишне взысканы.
9. Введено понятие «Расчет по страховым взносам» (ст. 80 НК РФ), определяемое как письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Такой расчет должен ежеквартально сдаваться в налоговый орган (ст. 423 НК РФ), и НК РФ предусматривает ответственность за его непредставление (ст. 119 НК РФ).
10. Правила проведения выездных и камеральных проверок плательщика страховых взносов теперь подробно регламентированы нормами НК РФ (глава 14 НК РФ), что, безусловно, гарантирует большую защиту прав плательщиков взносов, чем была ранее. Отрицательным для плательщика является тот факт, что выездные проверки можно будет проводить чаще. Ранее такие проверки плательщика страховых взносов проводились органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года. Теперь выездные налоговые проверки могут осуществляться два раза в течение календарного года. Кроме того, возможны подобные мероприятия сверх установленного графика, если руководителем ФНС России будет принято решение о необходимости проведения дополнительной выездной налоговой проверки плательщика взносов (п. 5, 17 ст. 89 НК РФ).
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц также будет осуществляться по общим правилам, закрепленным в разд. VII НК РФ, ранее распространявшимся только на налогоплательщика и плательщика сборов.
11. Плательщики страховых взносов приобретают право обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (разд. V.2 НК РФ). Теперь к предмету налогового мониторинга относятся и правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.
12. Привлечение плательщика страховых взносов к ответственности будет осуществляться в соответствии с разд. VI НК РФ, определяющим налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. Теперь для плательщиков страховых взносов четко формулированы смягчающие и отягчающие обстоятельства и их влияние на штрафы (ст. 112, 114 НК РФ).
Изменился порядок исчисления штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам: он станет начисляться исходя из не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы страховых взносов согласно представленному расчету (ст. 119 НК РФ), а не определяться из начисленной к уплате суммы по расчету, как было ранее.
Установлены новые виды правонарушений в области исчисления и уплаты страховых взносов.
Введена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния повлекли занижение базы для исчисления страховых взносов (ст. 120 НК РФ).
Введена ответственность за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) или отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Подводя итог, хотим отметить, что новеллы законодательства о включении в первую часть Налогового кодекса норм, регулирующих отношения по уплате страховых взносов, направлены на упрощение процедуры взаимодействия по их администрированию и уплате, а также предоставляют более широкие права и гарантии плательщикам взносов.