Рост цен на основные продукты и услуги, по оценкам граждан, продолжает замедляться, однако подорожание товаров по-прежнему отмечает большинство граждан, выяснил Всероссийский центр изучения общественного мнения.
Среди продуктов питания инфляции подверглись прежде всего мясо и мясопродукты — об этом в минувшем сентябре сказали 63% опрошенных ВЦИОМ (в том числе 24% отметили существенный рост). Индекс роста цен составил 42 п. (против 61 п. в сентябре 2015 г.), при диапазоне от –100 до 100 п. (чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян). 57% заметили подорожание молочных продуктов (показатель восприятия инфляции — 36 п.), 53% — хлеба (32 п.). ВЦИОМ напоминает, что год назад соответствующие показатели были равны 51 и 43 п.
Рост цен на сахар заметили 51% (30 п.), крупы и макароны — 48% (30 п.), овощи и фрукты — 51% (28 п.). Каждый десятый, напротив, говорит, что на сахар, овощи и фрукты цены снизились (10 и 12% соответственно).
Более двух третей (70%) отмечают рост платежей за коммунальные услуги — индекс роста цен составляет 49 п., что, замечают эксперты Центра, заметно ниже, чем год назад (82%, 64 п.). Повышение цен на бензин заметил 51% (37 п.). Расходы на проезд в общественном транспорте — наиболее фиксированная статья семейного бюджета: о повышении цен на них сказали только 30%, тогда как 48% не отмечают изменений (индекс — 20 п.).
Эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб так комментирует данные опроса: «Именно по движению цен рядовые граждане судят о положении дел в хозяйстве страны. Как видно из представленных данных, по всем исследуемым группам товаров население отмечает заметное снижение темпов роста цен. Хороший пример способности общественного сознания вполне адекватно отражать реальные экономические процессы. Помимо прочего, данное явление хорошо объясняет результаты выборов в Государственную думу. Те, кто в предвыборной агитации сделал ставку на риторику нагнетания страхов перед кризисом, оказались в проигравших: граждане вполне отчетливо видят, что власти справляются с текущим кризисом намного более успешно, чем с любым из предыдущих. В повестке дня — не кризис, а стратегия посткризисного развития».