Индекс противодействия коррупции ведущих компаний России подрос

| статьи | печать

Второй выпуск исследования PwC, посвященного индексу противодействия коррупции, отразил небольшой его рост по сравнению с уровнем декабря 2015 г. У госкомпаний этот индекс и его прирост заметно выше, чем в среднем по выборке 125 ведущих компаний России.

Соблюдение требований антикоррупционного законодательства приобретает все большее значение в России и за рубежом, говорится в исследовании PwC. Его результаты показывают, в какой степени предпринятые ведущими российскими компаниями действия отвечают этим требованиям. Для целей данного исследования было выполнено сравнение общедоступной информации по российским компаниям, относящейся к сфере соблюдения антикоррупционного законодательства, с передовой практикой в данной области.

За последние несколько лет в России были приняты серьезные меры, нацеленные на борьбу с коррупцией. Российское правительство объявило борьбу с коррупцией одной из своих приоритетных задач. Среди предложенных мер было несколько законодательных инициатив, о которых упоминалось в предыдущем выпуске индекса противодействия коррупции.

Эти инициативы были направлены на принятие и применение передового международного опыта в данной сфере. Авторам исследования очевидно, что существует прямая зависимость между этими законодательными инициативами и результатами, достигнутыми российскими предприятиями в сфере нормативно-правового соответствия. В частности, средний показатель индекса противодействия коррупции среди государственных предприятий, включенных в выборку PwC, достиг 71% (в декабре 2015 г. — 67%).

Общий индекс противодействия коррупции также показал небольшой рост до 64% по сравнению с предыдущим периодом, когда он составлял 63%. Повышение индекса произошло в основном за счет усовершенствования организации эффективной работы корпоративных горячих линий и ужесточения корпоративных политик и процедур, направленных на противодействие взяточничеству и коррупции. Однако по остальным параметрам компаниям все еще есть к чему стремиться, отмечается в исследовании.

В различных отраслях показатель фактора горячей линии (процент от максимально возможного значения) серьезно отличается. Так, в телекоммуникациях он составил 93% (90% в 2015 г.), в розничной торговле и производстве потребительских товаров — 76% (77% соответственно), в фармацевтике — 67% (67%), в горнодобывающей промышленности и металлургии — 78% (63%), в финансовых услугах — 75% (77%), в топливно-энергетическом комплексе — 67% (70%), в автомобильном секторе — 46% (43%).

В целом отмечается, что в 99 из 125 компаний, включенных в выборку, организована горячая линия для конфиденциального информирования. На государственных предприятиях (90%) и в компаниях, акции которых котируются на бирже (88%), горячии линии организованы лучше, чем в частных и непубличных компаниях.

Как отмечалось и в предыдущем выпуске, наблюдается существенная разница в показателях индекса противодействия коррупции среди компаний разных отраслей (см. таблицу).

В предисловии к данному исследованию партнер практики по оказанию услуг в области независимых финансовых расследований, форензик PwC в России и странах СНГ Ирина Новикова напоминает: «Результаты подготовленного нами обзора экономических преступлений за 2016 г. также показали, что 48% российских компаний пострадали от экономических преступлений за последние 24 месяца».

Показатели индекса противодействия коррупции в различных отраслях в России за 2015 и 2016 гг., %

Отрасли

12.2015

07.2016

Автомобильный сектор

51

53

Топливно-энергетический сектор

62

59

Финансовые услуги

63

67

Горнодобывающая промышленность и металлургия

63

68

Фармацевтика

66

65

Розничная торговля и производство потребительских товаров

67

69

Телекоммуникации

76

80

ИСТОЧНИК: PwC