При разработке Основных направлений налоговой политики на 2017—2019 гг. Минфину России пришлось решать две взаимоисключающие задачи. С одной стороны, сохранить налоговую нагрузку на бизнес, с другой — увеличить доходы бюджета. Налоговое бремя для основной массы малых и средних предприятий, действительно, почти не изменится. Меньше повезло нефтяникам, которым увеличат налоговые ставки, а также плательщикам акцизов на вино, табак и топливо.
Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов и прочих налоговых платежей) в доле ВВП на протяжении последних четырех лет, по данным Минфина, оставались примерно на одном уровне.
Расчетный уровень налоговой нагрузки на российскую экономику сопоставим с аналогичными показателями по странам — членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К примеру, в Австрии он составляет 43%, Бельгии — 44,6, Венгрии — 38, Франции — 42,5%. В среднем по ОЭСР размер «налогового пресса» равняется 34,4%.
В Российской Федерации расчетный уровень налоговой нагрузки по состоянию на 2014 г. составлял 31,9% ВВП (без учета нефтегазовых платежей — 21,7%).
Ключевой идеей Основных направлений налоговой политики (ОННП) на 2017—2019 гг. стало сохранение налоговой нагрузки для бизнеса, что неоднократно было обещано предпринимательскому сообществу на самом высоком уровне. Более того, некоторым компаниям и гражданам финансовое ведомство постаралось даже снизить налоговое бремя.
Среди «везунчиков» — граждане, оказывающие на индивидуальной основе по найму некоторые виды услуг физическим лицам (например, уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство и пр.) и не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Им будет предоставлена возможность добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности с освобождением от обложения НДФЛ до конца 2018 г.
Не забыли разработчики ОННП индивидуальных предпринимателей, которым предстоит закупать новую контрольно-кассовую технику (ККТ), с помощью которой они будут передавать информацию обо всех покупках налоговикам в режиме онлайн. Им предполагается предоставить право уменьшать суммы ЕНВД на размер расходов по приобретению ККТ.
Минфин также намерен скорректировать механизм установления значения коэффициента-дефлятора, используемого для исчисления ЕНВД.
В частности, ведомство предложит зафиксировать на трехлетний период значения указанного коэффициента на каждый год, исходя из уровня прогнозируемой инфляции.
Основной «налоговый удар» в ближайшие три года предстоит принять нефтегазовой отрасли. Минфин собирается увеличить ее налоговое бремя «посредством уточнения порядка расчета ставки НДПИ в отношении нефти в части дополнения формулы ее расчета новым слагаемым, определенным на 2017 г. в размере 306 руб., на 2018 г. — 357 руб., на 2019 г. — 428 руб.».
Минфин планирует увеличить в два раза ставки акциза (с 9 до 18 руб.) в отношении вин (за исключением игристых вин, винных напитков, изготовленных без добавления ректификованного этилового спирта). С 5 до 10 руб. предполагается увеличить акциз в отношении вин с защищенными географическим указанием, наименованием места происхождения.
Неприятные чувства также предстоит испытать любителям сидра, пуаре и медовухи. Их цена поднимется в результате увеличения ставки акциза (до 21 руб. за 1 литр). Любителям сигарет тоже придется платить больше денег за свою вредную привычку. Специфические ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 г., в ОННП предлагается увеличить на 10%, а ставки акцизов на 2018—2019 гг. проиндексировать на 10%.
С 2018 г. Минфин также намерен приступить к практической реализации Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. С этой целью предполагается внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах в части международных групп компаний. Они будут предусматривать создание механизма сбора налоговиками информации, необходимой для ее обмена с компетентными органами зарубежных стран.