Ответчик построил жилой дом в пределах 150 м от оси газопровода. Несмотря на наличие разрешения на строительство, ВС РФ признал здание самовольной постройкой и удовлетворил требование о его сносе (Определение ВС РФ от 27.09.2016 по делу № 309-ЭС16-5381).
Суть дела
ОАО «Газпром» является собственником двух магистральных газопроводов, расположенных в Удмуртской Республике. В установленном законом порядке данные объекты были проложены и введены в эксплуатацию в 1998 и 2004 гг. По договору аренды ОАО «Газпром» передало их в пользование ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (далее — истец, общество).
В марте 2012 г. истец обнаружил, что в 71,75 м от оси газопроводов предпринимателем М. построен двухэтажный жилой дом. Кроме того, истец узнал, что вокруг газопроводов планируется застройка жилого микрорайона. Администрации муниципальных образований «Завьяловский район», «Пироговское» и собственники земельных участков — предприниматель М., а также еще двое граждан в ноябре 2010 г. заключили соглашение о комплексном освоении земельных участков под жилищное строительство с возведением таунхаусов, восьмиквартирных домов и коттеджей, бизнес-центра, поликлиники и детского сада.
В итоге общество обратилось в арбитражный суд с иском об обязании:
-
предпринимателя М. устранить препятствия безопасной эксплуатации объектов — двух отводов газопровода — путем освобождения земельного участка от жилого дома;
-
муниципальных образований «Завьяловский район» и «Пироговское» направить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий магистрального газопровода, проходящего в черте земель деревни Лудорвай Удмуртской Республики
Судебное разбирательство
Суд первой инстанции удовлетворил заявленный иск. Он исходил из того, что истец как законный владелец магистральных газопроводов вправе требовать устранения нарушения своих прав и сноса возведенных в зоне минимально допустимых расстояний построек. Ограничения в виде запрета строительства капитальных и жилых строений в указанной зоне предусмотрены законодательством и являются обязательными для всех граждан и органов государственной власти и местного самоуправления.
Суд рассмотрел довод ответчика о том, что ему не было известно о нарушении им режима охраны зоны минимальных расстояний магистральных газопроводов при строительстве дома. Между тем правовое значение он придал тому факту, что ограничения в использовании земельного участка существовали на момент приобретения предпринимателем в собственность и изменения категории и разрешенного использования земельных участков.
Отклонил суд и возражения М. о том, что построенный им жилой дом не является самовольной постройкой и используется для проживания. По мнению суда, данный довод не имеет правового значения, поскольку сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан и препятствует безопасной эксплуатации газопроводов.
Апелляция отменила решение первой инстанции. При этом она исходила из следующего. Объект возведен на основании выданного на его строительство разрешения. Соответственно, он не является самовольной постройкой. Границы охранных зон газораспределительных сетей не были установлены. Ответчики не знали о факте нарушения. Суд также указал на отсутствие нарушения прав истца как арендатора смежного земельного участка. Снос объекта не отвечает принципу разумности и соразмерности заявленного способа защиты права. Суд кассационной инстанции согласился с приведенными доводами и оставил без изменения судебный акт апелляции.
Позиция ВС РФ
ВС РФ отменил акты апелляции и кассации. Решение суда первой инстанции он оставил без изменения. При этом он исходил из следующих аргументов.
Согласно п. 3 ст. 87 ЗК РФ в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, не изымаются у их собственников и пользователей. Но в отношении их использования может быть введен особый режим, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно п. 6 ст. 90 ЗК РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Кроме того, ВС РФ сослался на Правила охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго России 29.04.92, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.92 № 9). Согласно данным Правилам для исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы. Такие охранные зоны представляют собой участок земли, ограниченный условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
Требования к размещению газопроводов установлены также в СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» (утв. приказом Госстроя от 25.12.2012 № 108/ГС). В соответствии с данным актом зона минимальных расстояний для типа (категории) газопровода, используемого истцом, составляет не менее 150 м.
Согласно правовой позиции ВС РФ по делу № АКПИ 15-360 учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий. При этом в соответствии с абз. 4 ст. 32 Федерального закона от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Конституционный суд РФ в Определении от 06.10.2015 № 2318-О указал, что подобное регулирование правового режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. Установленные законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловлены взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям. Они направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольной постройкой. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. И выдача органами местного самоуправления разрешения на строительство объекта на земельном участке, на котором невозможно его возведение, не отменяет установленный законами, градостроительными и строительными нормами и правилами запрет на такое строительство.