ФНС России письмом от 26.09.2016 № ЕД-4-20/18059@ довела до сведения налоговых органов и налогоплательщиков позицию Минфина России по вопросу применения унифицированных форм первичных документов по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ.
О каких формах идет речь
Унифицированные формы первичных документов по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ (далее — унифицированные формы по ККТ) утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.
К ним относятся формы:
-
КМ-1 «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины»;
-
КМ-2 «Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию»;
-
КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;
-
КМ-4 «Журнал кассира-операциониста»;
-
КМ-5 «Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста»;
-
КМ-6 «Справка-отчет кассира-операциониста»;
-
КМ-7 «Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации»;
-
КМ-8 «Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ»;
-
КМ-9 «Акт о проверке наличных денежных средств кассы».
Применение форм
До вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете) вопросов с применением унифицированных форм по ККТ не возникало. Организации обязаны были использовать первичные документы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В Законе о бухучете требования к первичным документам изменены. Теперь их формы определяет руководитель организации (п. 4 ст. 9 Закона о бухучете).
Комментируя эту норму, Минфин России в информации № ПЗ-10/2012 разъяснил, что с 1 января 2013 г. (момент вступления в силу Закона о бухучете) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, больше не являются обязательными к применению. Однако если такие формы были установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании федеральных законов, организации должны продолжать их использовать.
В качестве примера финансисты привели кассовые документы, утвержденные, в частности, указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», так как этот документы был принят в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Напомним, что вышеназванным указанием ЦБ РФ утверждены приходный кассовый ордер 0310001, расходный кассовый ордер 0310002, кассовая книга 0310004. А вот о том, нужно ли в обязательном порядке применять первичные документы, которыми оформляются наличные денежные расчеты с населением, в информации Минфина России № ПЗ-10/2012 ничего не сказано. Поэтому и возник вопрос: обязаны ли компании их использовать?
Этот вопрос разъяснили специалисты ФНС России в письме от 23.06.2014 № ЕД-4-2/11941. Они указали, что применение этих форм остается обязательным. Обосновали налоговики это следующим образом. В указаниях по заполнению унифицированных форм по ККТ сказано, что они введены взамен представленных в Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30.08.93 № 104 (далее — Типовые правила). Сами Типовые правила установлены в соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Этот закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ). Однако действие Типовых правил не отменено, и они продолжают применяться в части, не противоречащей Закону о ККТ и принятым в соответствии с ним нормативно-правовым актам. В связи с этим, поскольку использование унифицированных форм по ККТ определено законодательством о применении ККТ, компании не вправе разрабатывать собственные формы таких документов.
Новая редакция закона о ККТ
Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ в Закон о ККТ были внесены изменения. Теперь в п. 1 ст. 1 Закона о ККТ четко прописано, что законодательство РФ о применении ККТ состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. В связи с этим вновь возник вопрос об обязательности применения унифицированных форм по ККТ.
Отвечая на него, Минфин России в письме от 16.09.2016 № 03-01-15/54413 разъяснил, что постановление Госкомстата России от 25.12.98 № 132 не относится к нормативным правовым актам, принятым в соответствии с Законом о ККТ. Поэтому унифицированные формы по ККТ, утвержденные этим постановлением, не являются обязательными к применению. Эту позицию финансистов налоговики комментируемым письмом довели до сведения налоговых органов и налогоплательщиков.
Таким образом, с 3 июля 2016 г. (момент вступления в силу новой редакции Закона о ККТ) компании вправе не применять унифицированные формы по ККТ и разработать вместо них собственные формы первичных документов.