Любые организации, финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политикой, получают статус иностранных агентов. Рассмотрим теоретические и практические вопросы, связанные с участием иностранного инвестора в создании и деятельности некоммерческих организаций.
Административная и уголовная ответственность
За нарушение законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, за непредставление такими НКО необходимой информации в соответствующий государственный орган предусмотрен штраф: для должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб., для юридических лиц – от 100 000 до 300 000 руб.
В случае если НКО – иностранный агент не состоит в специальном реестре таких организаций, штраф для должностных лиц составит от 100 000 руб. до 300 000 руб., для юридических лиц – от 300 000 руб. до 500 000 руб.
Такие же штрафы предусмотрены в случае, когда указанные НКО размещают в СМИ или Интернете информацию без упоминания о том, что она исходит от иностранного агента.
К сожалению, до сих пор существует много проблем в понимании того, какие организации являются иностранными агентами. Например, законодатель не определил вид целевого назначения денежных средств и имущества, получаемых от иностранных источников. Получение дохода от предпринимательской деятельности, то есть от сделок с иностранными контрагентами, по сути, не редко понимается как финансирование, а НКО, имеющая иностранных контрагентов, вдруг в глазах государственных органов становится иностранным агентом. Решение о признании НКО иностранным агентом может быть обжаловано в судебном порядке. Пока попытки оспорить положения законодательства об иностранных агентах в КС РФ не увенчались успехом, судебная практика по оспариванию признания НКО иностранным агентом, также весьма спорна. Суды пока склонны считать законными решения государственных органов о признании той или иной НКО иностранным агентом.
Поскольку понятие «публичное обращение к государственным органам и должностным лицам» в действующем законодательстве не определено, то по сути любая активная НКО, которая обращается за государственной поддержкой или высказывает мнение по тому или иному поводу, даже не занимаясь политикой, может быть признана иностранным агентом.
Совсем недавно социологическая служба «Аналитический Центр Юрия Левады» была включена в реестр иностранных агентов, так как осуществляла политическую деятельность формированием общественно-политических взглядов путем соцопросов.
Также 4 октября 2016 года стало известно, что Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» признано организацией, выполняющей функции иностранного агента. Правда, организация считает это решение незаконным и намерена обжаловать его в суде.
Кроме того, некоторые организации, занимающиеся вопросами здравоохранения, но проводящие различные акции, тоже признаются иностранными агентами, хотя к политике не имеют никакого отношения. В результате многие компании с иностранным финансированием перестраховываются и включаются в реестр иностранных агентов, даже если таковыми не являются. Тем более что законодательством предусмотрена подача заявления в Минюст России об исключении НКО из списка иностранных агентов. Часть таких заявлений действительно удовлетворяется после их проверки.
Как стать учредителем?
Создание юридического лица и последующее вступление в состав его участников посредством совершения гражданско-правовых сделок являются одними из форм осуществления иностранными физическими и юридическими лицами инвестиционной деятельности в РФ. Некоммерческие организации являются участниками хозяйственного оборота, но их учредители не получают прибыли, а также в некоторых организационных формах утрачивают право собственности на имущество, являющееся их вкладом в НКО. В частности, учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Ни для кого не секрет, что многие НКО являются, по сути, бизнес-структурами, умело скрывающими свою прибыль, что, конечно, не увеличивает доверия к ним со стороны иностранных инверторов. Тем не менее особую заинтересованность для инвесторов представляет собой налоговый статус существующих некоммерческих организаций. Большинство НКО имеют налоговые льготы, в частности не платят НДС и имеют нулевую ставку налога на прибыль.
Некоммерческие организации являются неотъемлемым элементом рыночной экономики, правда, «купить бизнес», как в случае с хозяйственными обществами, в данном случае не получится. Иностранный инвестор может ограничиться разовым или постоянным финансированием НКО, то есть пожертвованиями, а может и стать учредителем такой организации. К сожалению, это не так просто.
В качестве случая из практики можно привести следующую ситуацию: иностранное образовательное учреждение хотело стать учредителем частного образовательного учреждения, а также автономной НКО, оказывающей услуги в области образования. Согласно действующему законодательству иностранное юридическое лицо может быть учредителем как частного учреждения, так и автономной НКО.
Положениями ст. 15 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» закреплено, кто и в каких случаях может являться учредителем подобного рода организаций: это полностью дееспособные граждане и юридические лица.
Не могут быть учредителем (участником, членом) некоммерческих организаций:
– иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
– лица, включенные в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
– общественные объединения или религиозные организации, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
– лица, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
– лица, не соответствующие предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческих организаций требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.
Но на практике возникает достаточно проблем при смене учредителей в частном учреждении. Раньше такие проблемы были и при смене учредителей в автономной НКО.
Во-первых, согласно ст. 9 Закона № 7-ФЗ частное учреждение создается именно собственником. То есть в Законе используется единственное число для учредителя, в связи с чем в случае, если в учреждении несколько учредителей, то органы Минюста России при проведении очередной проверки могут попросить учреждение привести устав в соответствие с действующим законодательством и выбрать лишь одного учредителя из нескольких.
Таким образом, вывести старого единственного учредителя и ввести нового учредителя – иностранное юридическое лицо в частное учреждение оказалось невозможно, о чем и сообщили в Минюсте России, который производит регистрацию изменений состава учредителей. Дело в том, что выход единственного учредителя из большинства НКО, в том числе и из частного учреждения, не допускается. А соучредительство невозможно в частном учреждении. По сути, получается замкнутый круг, который не позволил инвестору помочь российскому образовательному учреждению.
Совсем недавно выход учредителей стал возможен в таких НКО, как фонд, автономная некоммерческая организация, а также в некоммерческих корпорациях, в том числе в общественных организациях и ассоциациях (союзах).
Ранее учредителей из НКО вывести из реестра было в принципе невозможно. Тем не менее в некоммерческих организациях возможно свободно изменить персональный состав коллегиальных и единоличных исполнительных органов управления и иных руководящих органов НКО.
То есть иностранный инвестор смог стать учредителем только автономной некоммерческой организации, так как по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица, а также может быть осуществлена смена единственного учредителя.
Внесение сведений и согласие участников
Для НКО всегда был актуален вопрос о внесении сведений о новых учредителях в Единый реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). До сих пор считается, что Минюст России отказывается вносить в ЕГРЮЛ сведения о новых учредителях при их смене в НКО. Но это не совсем так. Для автономной некоммерческой организации такой проблемы больше не существует. Но для учреждения и иных НКО вопрос сохранился. Хотя уже есть положительная судебная практика при оспаривании решений Минюста России.
В подтверждение возможности внесения сведений о новых учредителях в ЕГРЮЛ для частных учреждений можно привести Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26.08.2014 по делу № 33-33782, вынесенное по административному делу по заявлению негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр ядерной и радиационной безопасности», Союза предприятий проверки качества и экспертиз безопасности об оспаривании в части Решения ГУ Минюста России по Москве от 11.09.2013 об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Решением Гагаринского районного суда г. Москвы требования НКО были удовлетворены в полном объеме, было признано незаконным решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НОУ ДПО «УМЦ ЯРБ», в части отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НОУ ДПО «УМЦ ЯРБ» в связи с выходом Союза Предприятий Проверки Качества и Экспертиз Безопасности из состава учредителей НОУ ДПО «УМЦ ЯРБ». ГУ Минюста России по Москве была подана апелляционная жалоба на указанное Решение суда.
Суть дела была в том, что негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр ядерной и радиационной безопасности» (далее – НОУ ДПО «УМЦ ЯРБ») и Союз предприятий проверки качества и экспертиз безопасности обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Главного управления Минюста России по Москве от 11.09.2013 № 03-20/31677 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НОУ ДПО «УМЦ ЯРБ», в частности о новом составе учредителей, полагая его незаконным, нарушающим их права и свободы, в том числе и потому, что действующее законодательство не содержит запрета для некоммерческих организаций, созданных в форме учреждения, на смену состава учредителей.
Согласно тексту указанного Апелляционного определения суд как первой, так и второй инстанций признал, что отказ во внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о НКО в связи с изменением сведений об учредителях НОУ ДПО «УМЦ ЯРБ» по смыслу норм Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Закона № 7-ФЗ нарушает права заявителя, поскольку не позволяет выполнить заявителю возложенную на него обязанность по внесению в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ ), то есть является незаконным.
Кроме того, несоответствие сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, содержащимся в учредительных документах заявителя, которые также в силу ст. 5 Закона № 129-ФЗ являются частью ЕГРЮЛ, может повлечь затруднения в осуществлении заявителем его уставной деятельности. В удовлетворении апелляционной жалобы было отказано, Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 21.01.2014 было оставлено без изменения.
С учетом приведенного судебного акта можно сделать вывод, что отказ регистрирующего органа о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях в НКО будет являться незаконным и может быть обжалован в судебном порядке.
Что касается процедуры входа в состав учредителей некоммерческих организаций, то она возможна только при получении согласия других участников (учредителей).
То есть в настоящее время для иностранных инвесторов проще всего взаимодействовать с несколькими формами НКО, в частности автономной некоммерческой организацией, хотя в ближайшее время вышеперечисленные проблемы планируют решить и с отельными НКО, ведь, например, частное учреждение тоже может нуждаться в смене учредителя.
Тем не менее можно сделать вывод, что законодательство, регламентирующее деятельность НКО, меняется к лучшему, предоставляя возможности сотрудничества НКО с иностранными инвесторами в большем объеме.