С 1 января 2017 г. действующий порядок администрирования страховых взносов во внебюджетные фонды канет в Лету. С этой даты утратит силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ. С названной даты порядок администрирования страховых взносов в ПФР, ФФОМС, а также в ФСС России (за исключением взносов «на травматизм») будет регулироваться главой 34 «Страховые взносы» НК РФ. А пока компаниям приходится общаться с инспекторами из фондов. Напомним, по каким правилам ревизоры осуществляют проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов.
Плательщики страховых взносов (организации и индивидуальные предприниматели) уплачивают с доходов своих работников взносы:
— в Пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование;
— ФФОМС на обязательное медицинское страхование;
— ФСС России на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Контролирует правильность расчета и перечисления первых двух видов взносов Пенсионный фонд, а за третьим видом взносов следит ФСС России (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона № 212-ФЗ территориальные органы ПФР и ФСС России совместно проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов. Контроль осуществляется на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок.
Обратите внимание: органы контроля могут вносить по своему усмотрению изменения в утвержденный план проверок (п. 3.1.4 Соглашения о взаимодействии ПФР и ФСС России по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов от 28.10.2009 ПФР № АД-30-33/10сог, ФСС России № 02-43/07-2205П). Поэтому если к вам нагрянет внеплановая проверка, вы ничего не сможете возразить. Не получится и через суд отменить решение о проведении такой проверки (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 № 08АП-9207/2014).
Критерии для отбора страхователей
Любую компанию интересует вопрос: может ли она попасть в план выездных проверок? Чтобы узнать, насколько велика вероятность прихода проверяющих из фондов, нужно обратиться к совместному письму ПФР № ТМ-30-24/13848 и ФСС России № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010. В нем содержатся 12 критериев, по которым фонды отбирают страхователей для проверки:
— наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных в ПФР и ФСС России;
— наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств ФСС России;
— несвоевременное представление индивидуальных сведений;
— наличие не облагаемых страховыми взносами выплат;
— применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
— выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений);
— наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд;
— отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников);
— уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников;
— неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
— периодичность проведения проверок плательщика — не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц);
— поступление от налоговых органов информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Названные критерии сформированы на основании рекомендаций, утвержденных каждым фондом в отдельности. Для территориальных органов Пенсионного фонда они прописаны в п. 2.1 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р, а для отделений ФСС России — в п. 2 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС России от 07.04.2008 № 81.
Напомним, что выездная проверка проводится по взносам, относящимся к трем годам, предшествующим году, в котором вынесено решение о ее проведении (ч. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Проверка проводится не чаще, чем один раз в три года. При этом не учитывается количество проведенных выездных проверок обособленных подразделений компании (ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Проверка идет!
Решение о проведении выездной проверки выносит территориальное отделение фонда по месту нахождения компании. При проверке обособленных подразделений такое решение принимает территориальное отделение фонда по месту расположения этих подразделений (ч. 3 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
В решении должно быть указано (ч. 4 ст. 35 Закона № 212-ФЗ): полное и сокращенное наименование плательщика страховых взносов, предмет проверки, периоды, за которые проводится проверка, должности, фамилии и инициалы чиновников, которым поручается проведение проверки.
Важно: и ПФР, и ФСС России должны вынести собственное решение о начале контрольных мероприятий даже в случае проведения совместной проверки. Поэтому форма такого документа у каждого фонда своя (ч. 5 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Форма решения о проведении выездной проверки территориальным органом Пенсионного фонда (№ 8-ПФР) утверждена постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 № 1п, а форма аналогичного документа для отделений ФСС России (№ 9-ФСС) — приказом ФСС России от 11.01.2016 № 2.
Придя в компанию, проверяющие из фондов предъявляют решение о проведении проверки, а также служебные удостоверения (ч. 1 ст. 36 Закона № 212-ФЗ). Если на проверку пришел чиновник, который не вписан в решение о проверке, теоретически, его можно и не впускать. Помните, что воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа контроля влечет наложение штрафа по ст. 19.4.1 КоАП РФ. С руководителя могут взыскать от 2000 до 20 000 руб., а с компании — от 5000 до 100 000 руб. При этом сумму страховых взносов для компании ревизоры имеют право определить расчетным путем на основании п. 4 ч. 1 ст. 29 и ч. 2 ст. 36 Закона № 212-ФЗ.
Совместная проверка не означает, что к вам одновременно придут контролеры из ПФР и ФСС России. Сначала компанию может проверить один фонд, потом — другой. Главное, чтобы началась проверка в один месяц, пусть и в разные даты. Так, в деле, рассмотренном в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 № 18АП-15396/2014, компании не удалось оспорить решение о проверке на том основании, что фонды не одновременно проводили мероприятия контроля.
Если между уходом одного фонда и появлением второго прошло более месяца, у компании появляется возможность выиграть судебный спор и отменить решение о проведение проверки, а также требование о представлении документов, вынесенные фондом, который пришел с опозданием. Пример — постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 № 09АП-42456/2014.
И еще один момент, который касается начала проверки. Обычно мероприятия контроля проводятся на территории компании. Если страхователю негде принять контролеров, тогда проверка будет проводиться по месту расположения отделения фонда. Для этого специалисты ФСС России выпишут проверяемому лицу уведомление о вызове плательщика страховых взносов по форме № 7-ФСС (утверждена приказом ФСС России от 11.01.2016 № 2), а ревизоры из ПФР — уведомление по форме № 5-ПФР (утверждена постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 № 1п).
Чиновники из ПФР и ФСС России договорятся между собой о том, где именно будет проходить проверка, и сообщат страхователю об этом решении.
Предоставление документов
В ходе проверки контролеры предъявят требования о предоставлении документов. Ревизоры из ФСС России сделают это по форме № 15-ФСС (утверждена приказом ФСС России от 11.01.2016 № 2), а проверяющие из Пенсионного фонда — по форме № 10-ПФР (утверждена постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 № 1п).
Передать плательщикам страховых взносов требование чиновники могут тремя способами (ч. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ):
— лично под расписку руководителю компании;
— в электронном виде по ТКС с использованием ЭЦП;
— по почте заказным письмом (в этом случае требование считается полученным страхователем по истечении шести рабочих дней со дня его отправки).
В свою очередь у плательщика страховых взносов также есть три варианта направить запрашиваемые документы проверяющим (ч. 2 ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Это можно сделать:
— лично или через представителя;
— по почте заказным письмом;
— по телекоммуникационным каналам связи в форме электронных документов, подписанных уполномоченными на подписание таких документов лицами усиленной квалифицированной электронной подписью.
В любом случае уложиться нужно в десять рабочих дней с даты вручения страхователю указанного требования.
Обратите внимание: согласно ч. 5 ст. 93 НК РФ налоговые инспекторы при проверках не могут истребовать у налогоплательщика копии документов, ранее представленные в инспекцию при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. А вот для проверяющих из фондов законодательство такого ограничения не установило.
Отметим, что чиновники могут проверять не только документы, которые имеют непосредственное отношение к правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов. Согласно п. 7 и 8 ст. 35 Закона № 212-ФЗ одновременно с этим проверяются также документы, которые связаны с назначением и выплатой страхового обеспечения:
— ПФР проверяет документы, связанные с исчислением или перерасчетом пенсий, а также порядок представления сведений персонифицированного учета;
— ФСС России проверяет пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет и т.д.
Если документ не будет представлен, то на основании ст. 48 Закона № 212-ФЗ компанию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ, упомянутый в требовании.
А вот осматривать помещения компании, проводить инвентаризацию, делать выемку документов проверяющие из фондов не вправе. Такое право есть только у налоговиков (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89, ст. 92 и 94 НК РФ). В Законе № 212-ФЗ аналогичных положений нет.
Сроки проверки
Согласно ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Для выездной проверки обособленного подразделения отводится только один месяц.
Началом проверки является день вынесения решения о ее назначении, а окончанием — день составления справки о ее окончании. Однако при наличии оснований, предусмотренных в ч. 11.1 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, срок проверки может быть продлен. Такими основаниями являются:
— получение в ходе проведения выездной проверки информации от иных компетентных органов, свидетельствующей о наличии у проверяемого лица нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
— наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;
— проведение проверки компании, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений (четыре и более — срок продлевается до четырех месяцев, десять и более — до шести месяцев);
— непредставление проверяемым лицом в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки.
Для продления срока проверяющие должны обратиться в свой вышестоящий орган с мотивированным запросом (ч. 11.2 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Руководитель территориального отделения фонда вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим причинам (ч. 15 ст. 35 Закона № 212-ФЗ):
— для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона № 212-ФЗ;
— получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров РФ;
— перевода на русский язык документов, представленных страхователем на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующим решением руководителя отделения фонда. Формы таких документов утверждены приказом ФСС России от 11.01.2016 № 2 и постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 № 1п.
Общий срок приостановления не может превышать шесть месяцев. В случае если проверка была приостановлена до получения информации из-за границы и в течение шести месяцев фонд не смог получить ее, то срок приостановления указанной проверки может быть увеличен еще на три месяца (ч. 18 Закона № 212-ФЗ).
Обратите внимание: приостановление проверки одним фондом означает, что и второй фонд должен принять решение о приостановлении. При этом до вынесения решения о возобновлении проверки чиновники не вправе находиться на территории компании или требовать у нее какие-либо документы (п. 19 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
Итоги проверки
На основании ч. 23 ст. 35 Закона № 212-ФЗ в последний день проведения выездной проверки проверяющие обязаны составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки проведения, и вручить ее компании. Формы такой справки утверждены постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 № 1п и приказом ФСС России от 11.01.2016 № 2. Если плательщик страховых взносов уклоняется от ее получения, она направляется ему по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Если в ходе проверки контролеры обнаружат нарушения, они зафиксируют их в акте проверки по формам, утвержденным постановлением Правления ПФР от 11.01.2016 № 1п и приказом ФСС России от 11.01.2016 № 2. В случае несогласия с выводами проверяющих компания в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить письменные возражения по указанному акту в целом или в части (ч. 15 ст. 38 Закона № 212-ФЗ). При этом компания может приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность.
Акт и материалы проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения рассматривает руководитель (заместитель руководителя) территориального отделения фонда и принимает решение о том, привлекать компанию к ответственности или нет (ст. 39 Закона № 212-ФЗ).
Если компания не согласна с решением чиновников по результатам проверки, она вправе обжаловать его в вышестоящем органе на основании ст. 53 Закона № 212-ФЗ. Заметим, что подача жалобы не лишает компанию права одновременно обратиться с заявлением в суд.
Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (п. 2 ст. 55 Закона № 212-ФЗ). В жалобе следует указать: должности и ФИО проверяющих, период, за который проводилась проверка, причину, по которой проверяющие хотят привлечь компанию к ответственности, контраргументы на доводы, которые приводят проверяющие. К жалобе обязательно нужно приложить первичные документы, подтверждающие позицию компании (п. 2 ст. 55 Закона № 212-ФЗ). Также желательно указать ссылки на судебную практику по спорному вопросу (если она есть).
Если проверяющие доначислили компании взносы, а также начислили пени и штрафные санкции, возникает вопрос: как отразить их в учете?
На наш взгляд, доначисления следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 и 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Проводки будут такие:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 69
— доначислены страховые взносы;
Дебет 91-2 Кредит 69
— начислены пени и штраф.
Что касается налогового учета, суммы доначисленных страховых взносов отражаются в составе прочих расходов, связанных с производством или реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так как доначисление взносов производится на основании решения, вынесенного по результатам проверки, то учет в расходах доначисленной суммы должен производиться на дату вступления такого решения в силу. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7994.
Обратите внимание: в налоговом учете суммы начисленных пеней и штрафов компания не может учесть в силу п. 2 ст. 270 НК РФ (письмо Минфина России от 12.03.2010 № 03-03-06/1/127).
А нужно ли подавать уточненные расчеты в фонды, если компании доначислили взносы? Нет, этого делать не надо. Такие суммы показываются в расчетах, представляемых в фонды за тот период, в котором вступило в силу решение по проверке. Сумму доначисленных взносов нужно отразить в строке 120 Раздела 1 и в Разделе 4 формы РСВ-1 ПФР (п. 7.3 и 24 Порядка заполнения формы расчета, утвержденного постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п) и в строках 3 таблиц 1 и 7 формы 4-ФСС (п. 7.4 и 26.3 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утвержденного приказом ФСС России от 26.02.2015 № 59).