Необходимо отметить, что в настоящее время ключевые вопросы и основные понятия уголовно-исполнительного права остались без внимания законодателя. Так, на законодательном уровне должным образом не сформулировано понятие персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не урегулирован на уровне закона правовой статус персонала уголовно-исполнительных инспекций, нет единого нормативного правового акта, который бы регулировал службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ. В легальном определении нуждается и само понятие уголовно-исполнительной системы, так как достаточно часто в юридической литературе УИС, ФСИН и система учреждений и органов, исполняющих наказания, употребляются как синонимы.
Определение УИС и ее структура
Согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» от 21.07.1993 (в ред. от 20.04.2015) уголовно-исполнительная система включает в себя:
– учреждения, исполняющие наказания;
– территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. Таким образом, деятельность субъектов, входящих в уголовно-исполнительную систему, и раскрывает ее понятие.
Под уголовно-исполнительной системой следует понимать деятельность:
–Федеральной службы исполнения наказаний;
–ее территориальных органов;
–исправительных учреждений;
–уголовно-исполнительных инспекций;
–следственных изоляторов;
–государственных унитарных предприятий исправительных учреждений;
–медицинских учреждений;
–научных и образовательных организаций;
–объединенной редакции, которая издает журналы «Преступление и наказание», «Ведомости УИС», газету «Казенный дом».
По решению Правительства РФ этот перечень могут дополнять и другие субъекты, необходимые для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Правовой статус ФСИН
Не урегулирован должным образом и правовой статус ФСИН России, возглавляющей уголовно-исполнительную систему.
Согласно п. 1 ч. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314) (в ред. от 27.11.2015 № 578) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
ФСИН России подведомственна Минюсту России.
Однако ФСИН России, наделенная определенной самостоятельностью, в структуру Минюста не входит. Минюст России осуществляет контрольные полномочия. Контрольные функции Минюста России в уголовно-исполнительной сфере определены указами Президента РФ и утвержденными Президентом РФ положениями1. На основании указанных актов Минюст России осуществляет функции по координации и контролю деятельности подведомственной ему ФСИН, а министр юстиции представляет доклады Президенту РФ и в Правительство РФ о состоянии дел в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России выполняет функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, однако надзорными полномочиями в уголовно-исполнительной сфере наделена исключительно Прокуратура РФ2. ФСИН России осуществляет ведомственный контроль.
Некорректно, по нашему мнению, сформулирован п. 3 ч. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, поскольку согласно ст. 16 УИК РФ ФСИН России не входит в систему учреждений и органов, исполняющих наказания, в связи с чем исполнение уголовных наказаний не может быть отнесено к ее задачам.
Система учреждений и органов, исполняющих наказания
В настоящее время в структуру УИС входят следующие учреждения и органы, исполняющие наказания:
–уголовно-исполнительные инспекции;
–исправительные учреждения (исправительные колонии: колонии-поселения, колонии общего, строго и особого режимов, специализированные колонии особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения);
– следственные изоляторы (выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ), а также осужденных к лишению свободы на срок не свыше шести месяцев (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).
Остается открытым вопрос целесообразности назначения и исполнения наказаний в виде принудительных работ и ареста, а, следовательно, строительства и функционирования исправительных центров (ч. 7.1 УИК РФ) и арестных домов (ч. 8 ст. 16 УИК РФ)3.
1 Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 22.06.2010); Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004. № 1313 (в ред. 31.12.2015); Положение о Федеральной службе исполнения наказаний (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314) (в ред. от 27.11.2015).
2 Закон РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015).
3 Борсученко С.А. Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы России на современном этапе // Место и роль уголовно-исполнительной системы в механизме российского государства: материалы Межвузовской научно-практической конференции (10 марта 2011 года) / Под общ. ред. Р.А. Ромашова. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2011.