Правительство одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – законопроект), совершенствующего правовое регулирование отношений, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Законопроект подготовлен Минстроем России в соответствии с Постановлением КС РФ от 12.04.2016 № 10-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 169, ч. 4 и 7 ст. 170 и ч. 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ.
Конституционный Суд постановил, что, поскольку в ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) за бывшим наймодателем сохранена обязанность по капитальному ремонту нуждавшихся в нем домов, федеральный законодатель должен установить механизм исполнения этой обязанности. Такой механизм должен быть согласован с закрепленным в Жилищном кодексе РФ порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Кроме того, должен быть предусмотрен правовой механизм работы региональных операторов, обеспечивающий в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. В целях дальнейшего повышения открытости, прозрачности и эффективности расходования средств фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формируемых на счетах региональных операторов, должны быть предусмотрены дополнительные меры по информированию собственников помещений в таких домах и организаций, которые ими управляют, о содержании региональной программы капитального ремонта и критериях оценки состояния многоквартирных домов.
В связи с этим решением КС РФ и был подготовлен данный законопроект.
Авторы законопроекта разработали:
–механизм исполнения закрепленной за бывшим наймодателем ст. 16 Закона о приватизации обязанности по капитальному ремонту нуждавшихся в нем домов, согласованный с порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который установлен Жилищным кодексом РФ;
– механизм функционирования региональных операторов обеспечивающий в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах перед собственниками помещений в этих домах.
Предусмотрены также дополнительные механизмы, обеспечивающие информирование собственников помещений в таких домах и организаций, которые ими управляют, о содержании региональной программы капитального ремонта и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.
Кроме того, предлагается установить особый порядок прекращения формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и его формирование на специальном счете, если изначально решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято не собственниками помещений в многоквартирном доме, а органом местного самоуправления без надлежащих мер по информированию граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, притом что соответствующий факт установлен решением суда и что капитальный ремонт общего имущества в этом доме проведен не был.