С 1 января 2017 года начнут действовать изменения, внесенные в законы о хозяйственных обществах Федеральным законом от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». Расскажем, что с нового года изменится в регулировании указанных сделок.
Информация о заинтересованности
С 1 января 2017 года заинтересованные лица будут обязаны уведомлять общество о следующем:
–об организациях, в отношении которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их подконтрольные организации являются контролирующими лицами или имеют право давать обязательные указания;
–организациях, в органах управления которых они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их подконтрольные лица занимают должности;
–известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами.
Уведомление об указанных фактах должно состояться в течение двух месяцев со дня, когда заинтересованные лица узнали или должны были узнать о своей заинтересованности в совершении обществом сделок.
После этого общество обязано известить лиц, указанных в законах об обществах, о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность.
Причем Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральный закон от 08.08.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливают разный состав адресатов такого извещения. В ООО достаточно известить незаинтересованных участников общества, а также незаинтересованных членов совета директоров (при его наличии).
В АО извещать следует членов совета директоров и членов коллегиального исполнительного органа общества. В случае же, если в совершении сделки заинтересованы все члены совета директоров, или в случае его отсутствия в обществе известить необходимо акционеров в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров, если иной порядок не предусмотрен уставом общества. Обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров может быть предусмотрена уставом АО.
Извещение должно быть направлено не позднее чем за пятнадцать дней до даты совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если иной срок не установлен уставом общества. В таком извещении должны быть указаны стороны, выгодоприобретатели, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения. Кроме того, указываются лица, имеющие заинтересованность в совершении сделки, и основания, по которым они признаются заинтересованными.
Помимо извещений, с 01 января 2017 года устанавливается обязанность предоставления отчетов о заключенных обществом сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.
В публичных АО это должно быть сделано при подготовке к проведению годового общего собрания акционеров. Отчет представляется всем лицам, имеющим право на участие в годовом общем собрании акционеров, он должен быть подписан единоличным исполнительным органом общества и утвержден советом директоров. Достоверность данных, содержащихся в отчете, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.
В ООО в отчет включаются сделки с заинтересованностью, даже если их стоимость составляет менее одной десятой процента от стоимости имущества. Предварительно он утверждается лицом, обладающим правом независимо от других лиц осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа общества. В случае если полномочия единоличного исполнительного органа осуществляют несколько лиц совместно, отчет утверждается всеми такими лицами. Кроме того, если уставом общества предусмотрено создание совета директоров и ревизионной комиссии либо ревизора, отчет должен быть утвержден также и ими. В этой ситуации не совсем понятно, каким образом и в какой последовательности должен утверждаться отчет при наличии в ООО всех указанных в ч. 3 ст. 45 Закона № 14-ФЗ органов. Представляется логичным следующий порядок: первыми отчет должны утвердить ревизионная комиссия (ревизор) общества, что будет свидетельствовать о достоверности включенных в него сведений, затем единоличным исполнительным органом (аналог подписания отчета в соответствии с Законом № 208-ФЗ) и только после этого возможно утверждение отчета советом директоров.
Получение предварительного согласия
С 1 января 2017 года сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, не требуют обязательного предварительного согласия на совершение в силу прямого указания на это в п. 1 ст. 83 Закона № 208-ФЗ и п. 4 ст. 45 Закона № 14-ФЗ.
Получение такого согласия будет необходимо только в случае требования об этом единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или акционера (акционеров) либо участника (участников) обладающих в совокупности не менее чем одним процентом голосующих акций либо долей в уставном капитале общества.
Далее в ООО происходит принятие решения о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Если в обществе создан совет директоров указанное решение для сделок, стоимость которых не превышает 10% от балансовой стоимости активов компании, уставом общества может быть отнесено к его компетенции. В этом случае решение принимается большинством голосов незаинтересованных в сделке директоров. Если же стоимость сделки выше 10%, то решение принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества, не заинтересованных в совершении такой сделки. Уставом может быть предусмотрено большее количество голосов, необходимых для принятия решения о совершении сделки с заинтересованностью.
Процедура рассмотрения требования в АО несколько сложнее. Это проходит в порядке, предусмотренном для внесения вопросов в повестку дня внеочередного общего собрания. Совет директоров вправе отказать в удовлетворении требования о проведении общего собрания акционеров или заседания совета директоров общества. Основание такого отказа может быть общим (случаи, указанные в п. 6 ст. 55 Закона № 208-ФЗ) либо специальным, к которому законодательство относит ситуацию, когда на момент рассмотрения требования уже имеется решение о согласии или об отказе в согласии на совершение соответствующей сделки. Повторное заявление требования допускается не ранее чем через три месяца после отказа в созыве, если меньший срок не предусмотрен уставом общества. Кроме того, в случае отказа в проведении совета директоров или созыве общего собрания акционеров требующие этого органы или лица вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества к совершению указанных действий.
В случае удовлетворения требования о созыве принятие решения о согласии на совершение сделки с заинтересованностью выносится на рассмотрение совета директоров или общего собрания акционеров (при стоимости сделки 10 и более процентов от балансовой стоимости активов).
В непубличном обществе необходимо, чтобы за указанное решение проголосовало более половины незаинтересованных членов совета директоров. В публичном обществе для голосующих членов совета директоров помимо незаинтересованности также установлены дополнительные ограничения. Так, указанные лица не должны являться на момент голосования и в течение года, предшествовавшего принятию решения:
– лицами, осуществляющими функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе его управляющими, членами коллегиального исполнительного органа общества, лицами, занимающими должности в органах управления управляющей организации общества;
–лицами, супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные которых являются лицами, занимающими должности в органах управления управляющей организации общества, управляющей организации общества, либо лицами, являющимися управляющими общества;
–лицами, контролирующими общество или управляющую организацию (управляющего), которой переданы функции единоличного исполнительного органа общества, или имеющими право давать обществу обязательные указания.
В случае если решение о согласии на совершение сделки с заинтересованностью выносится на общее собрание акционеров, то для его принятия с 01 января 2017 года достаточно будет большинства голосов принимающих участие в голосовании акционеров, не заинтересованных в совершении сделки. В настоящее время для этого требуется большинство голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров – владельцев голосующих акций.
Таким образом, по сравнению с ныне действующим порядком одобрения принятие решения о согласии на совершение сделки с заинтересованностью будет серьезно упрощено.
Защита интересов
Как указано в новых редакциях законов об обществах, крупные сделки и сделки с заинтересованностью могут быть признаны судом недействительными. Это происходит в соответствии со ст. 173.1 ГК РФ для крупных сделок и в соответствии с п. 2 ст. 174 ГК РФ для сделок с заинтересованностью.
Правом подачи исков о признании таких сделок недействительными наделяются общество, член совета директоров, акционеры или участники, обладающие не менее чем одним процентом общего числа голосов.
Сделка может быть признана недействительной только в случае, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной или такой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) об отсутствии согласия на ее совершение.
Таким образом, в соответствии с новыми редакциями законов об обществах доказывать недобросовестность контрагента должен будет истец. В настоящее же время недобросовестность стороны, заключившей сделку, предполагается, и именно ответчик должен доказать в суде, что не знал и не должен был знать о нарушении правил, предусмотренных законом для совершенной сделки.
Крупная сделка сейчас может быть признана недействительной только в случае ее убыточности. В соответствии с действующей редакцией законов для этого необходимо, чтобы совершение сделки повлекло или могло повлечь причинение убытков либо других неблагоприятных последствий для общества либо его собственников (участников или акционеров).
Новые редакции Закона № 14-ФЗ и Закона № 208-ФЗ отказываются от этого критерия. Для признания крупной сделки недействительной достаточно будет доказать то, что она выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности общества.
Признание сделки с заинтересованностью недействительной с 1 января 2017 года будет происходить в случае, если сделка совершена в ущерб интересам общества.
Причем законодатель определил ситуацию, в которой ущерб интересам общества презюмируется и не требует доказывания в суде.
Это происходит при совокупности следующих условий:
–отсутствует согласие на совершение или последующее одобрение сделки;
– лицу, обратившемуся с иском о признании сделки недействительной, не представлена информация подтверждающая, что условия оспариваемой сделки существенно не отличаются от рыночных, а также другие факты того, что сделка с заинтересованностью не нарушает интересы общества.
Таким образом, в этом случае истцу останется только доказать, что другая сторона сделки знала или должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует.
Закон № 208-ФЗ предусматривает еще один способ защиты интересов компании, помимо признания сделки с заинтересованностью недействительной.
В соответствии с п. 2 ст. 84 указанного Закона заинтересованное лицо несет перед обществом ответственность в размере убытков, причиненных им обществу, независимо от того, была ли признана соответствующая сделка недействительной.
Причем в случае, если заинтересованное лицо на дату заключения сделки в соответствии с требованием ст. 82 Закона № 208-ФЗ не уведомило общество о наступлении обстоятельств, в связи с которыми оно признается заинтересованным, вина указанного лица в причинении обществу такой сделкой убытков считается доказанной.
С иском о взыскании убытков в суд может обратиться общество или его акционер.
Вместо заключения
Рассмотренные изменения в Законе № 14-ФЗ и Законе № 208-ФЗ приводят указанные законы в соответствие с действующей редакцией ГК РФ, реформа которого была проведена ранее.
Основным достижением изменений можно назвать отказ от презумпции недобросовестности контрагента при оспаривании сделок и перенос бремени доказывания на истца, подавшего иск о признании сделки недействительной. Также плюсом является введение альтернативного подхода к определению крупности сделки при отчуждении имущества, поскольку цена сделки может быть гораздо выше его балансовой стоимости. Кроме того, новая редакция Закона № 14-ФЗ исключает возможность неприменения правил о крупных сделках в соответствии с уставом общества. Все это направлено на невозможность совершения без согласия собственников сделки, которая может привести к невозможности осуществления обществом своей основной деятельности, фактической ликвидации бизнеса.
Благодаря уточнению понятий крупных сделок и сделок с заинтересованностью, увеличению количества случаев, на которые правила согласования указанных сделок не распространяются, а особенно отказу от института предварительного одобрения сделок с заинтересованностью будет значительно снижена забюрократизированность процессов согласования сделок. Это особенно хорошо для крупных холдингов, в настоящее время вынужденных одобрять десятки сделок, формально подпадающих под признаки сделки с заинтересованностью. Например, в ПАО «МТС» количество сделок, требующих обязательного одобрения с 01 января 2017 года снизится с 90 до 5 (Т. Мурзиянова «Сделки с заинтересованностью по новым правилам. Практические вопросы»). Также упрощен порядок получения согласия на совершение сделки с заинтересованностью в акционерных обществах при отнесении этого вопроса к компетенции общего собрания, поскольку после вступление в силу новой редакции ст. 83 Закона № 208-ФЗ решение об этом будет приниматься большинством незаинтересованных акционеров, принимающих участие в голосовании. Это должно стимулировать миноритариев более активно участвовать в управлении обществом, а также исключить риск невозможности одобрения сделки при наличии среди акционеров-миноритариев так называемых мертвых душ.
В новых редакциях в значительной мере учтены сложившиеся в судебной практике подходы к крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью. В то же время многие вопросы остались без освещения. В частности, это касается определения цены сделок при взятии имущества в аренду: какая величина здесь должна сопоставляться с балансовой стоимостью активов? Также совершенно неясно, почему при передаче имущества в аренду для определения крупности может браться только его балансовая стоимость, а не рыночная стоимость такого имущества, если она выше, или размер арендной платы.
Как уже говорилось, в результате реформы унифицированы многие положения Закона № 208-ФЗ и Закона № 14-ФЗ, но некоторые нормы продолжают серьезно отличаться без особых на то оснований. Например, совершенно неясно, почему для акционерных обществ предусмотрен такой механизм защиты, как взыскание убытков с заинтересованного лица независимо от признания сделки недействительной, а в Законе № 14-ФЗ аналогичные нормы отсутствуют.
Таким образом, реформа законов об обществах, хотя закрепила часть давно назревших изменений, но оставила многие из них без внимания, отдав это на откуп правоприменителей.