Вопросы применения трудового законодательства всегда вызывают неподдельный интерес, поскольку в той или иной степени могут коснуться каждого работающего. Особого внимания заслуживают случаи, когда при вынесении решений судебные органы несколько меняют саму суть той или иной нормы ТК РФ. Рассмотрим один из таких примеров.
В соответствии с нормами, установленными ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) или сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). При этом в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения средний заработок сохраняется за работником в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Работникам, уволенным по вышеуказанным основаниям из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются повышенные гарантии.
Так, в соответствии со ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Таким образом, ТК РФ содержит исчерпывающий перечень условий (исключительных случаев), при наличии которых органы службы занятости принимают решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка, а именно: факт обращения работника в орган службы занятости населения в месячный срок после увольнения и то, что работник не был трудоустроен в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
Однако в настоящее время по вопросу сохранения выплат в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения работникам, которые после увольнения переехали из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы Российской Федерации, складывается неоднозначная судебная практика.
В большинстве случаев суды при оспаривании бывшими работодателями решения органа занятости о выплате работникам среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения придерживаются вышеизложенной аргументации об исчерпывающем характере приведенного в ст. 318 ТК РФ перечня оснований для принятия указанного решения.
Но в отдельных случаях принимаются судебные решения, в которых судом делается вывод о том, что гарантии, предусмотренные ст. 318 ТК РФ, распространяются только на работников, которые после увольнения остались проживать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и которые осуществляют поиск работы в этих регионах (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.03.2016 № ЗЗа-4656/2016). Согласно данному Апелляционному определению, исходя из системного толкования ст. 178 и 318 ТК РФ, дополнительные гарантии и компенсации, установленные ст. 318 ТК РФ, распространяются только на тех работников, которые после увольнения из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, остались проживать и осуществлять поиск работы в данных местностях, отличающихся трудными климатическими условиями и повышенной сложностью по поиску работы в этих районах по сравнению с иными территориями страны.
Как видно из данного решения, суд фактически меняет норму ст. 318 ТК РФ, существенно сужая круг лиц, которым должен сохраняться средний заработок в течение четвертого, пятого и шестого месяцев.
При этом хотелось бы обратить внимание, что ч. 1 данной статьи акцентирует внимание не на работнике, а на местонахождении организации, из которой тот увольняется: организация должна располагаться в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом законодатель не устанавливает требование к работнику оставаться и искать работу в данной местности после своего увольнения.
Необходимо отметить, что ст. 5 ТК РФ определяет, что регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется:
–трудовым законодательством, состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
–иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
–указами Президента РФ;
–постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
–нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
– нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Помимо вышеперечисленного перечня трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Данная статья содержит исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, осуществляющих регулирование трудовых отношений, к которым судебное определение никоим образом не может относиться и не относится.
Суд, системно толкуя нормы права ТК РФ, при приятии решения не может их изменять и, как в данном случае, не вправе устанавливать дополнительные требования к работнику, помимо тех, что предусмотрены ст. 318 ТК РФ.