Счетная палата не поддержала законопроекты № 1155134-6 и № 1074366-6. В первом из них предлагается с 1 января 2017 года освободить организации от уплаты налога на имущество в отношении транспортных средств, произведенных с 1 января 2013 года и принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение имущества, между взаимозависимыми лицами. Во втором документе предлагается установить в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, ставку налога на имущество организаций на 2016 год в размере 1%.
В законопроекте № 1155134-6 предлагается с 1 января 2017 года освободить организации от уплаты налога на имущество в отношении транспортных средств, произведенных с 1 января 2013 года и принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение имущества, между взаимозависимыми лицами.
В настоящее время налогом на имущество организаций облагается все движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение имущества, между взаимозависимыми лицами.
Таким образом, как отмечает Счетная палата, законопроект предлагает предоставлять налоговую преференцию в отношении одного из видов объектов движимого имущества – транспортных средств, что в настоящее время нормой не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с НК РФ налог на имущество является региональным налогом и, согласно Бюджетному кодексу, зачисляется в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. Законопроектом предлагается установить льготу в отношении регионального налога, что противоречит проекту Основных направлений налоговой политики РФ на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Реализация норм законопроекта повлечет выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ, вместе с тем финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит расчетов выпадающих доходов, а также источников их компенсации.
В законопроекте № 1074366-6 предлагается установить в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, ставку налога на имущество организаций на 2016 год в размере 1%. В отношении вновь вводимых объектов железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, принятых на учет в составе основных средств с 1 января 2016 года, на период 2016–2017 годов предлагается установить налог в размере 0%. Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, в сумме 6,6 млрд руб.
В своем отзыве Счетная палата указывает, что Основные направления налоговой политики РФ предусматривают постепенную отмену льгот по региональным и местным налогам, установленных на федеральном уровне. Так, с 2013 года были отменены наиболее крупные налоговые льготы по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередач и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с постепенным увеличением ставки налога на имущество с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году. Также в состав объектов налогообложения по земельному налогу были включены земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
По оценкам Минфина России, выпадающие доходы от указанных льгот на момент их существования в 2012 году составляли около 85% всех выпадающих доходов местных бюджетов от предоставления льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам. Таким образом, по окончании переходного периода федеральные льготы по региональным и местным налогам должны были быть сокращены на 85%. Предполагалось, что такой подход – это не средство изъятия дополнительных ресурсов у налогоплательщиков, а способ увеличить налоговую автономию региональных властей.
По мнению Счетной палаты, предлагаемый законопроектом подход противоречит мерам, ранее реализованным в законодательстве, приведет к снижению доходной части бюджетов субъектов РФ и дополнительным расходам из федерального бюджета. Кроме того, материалы к законопроекту не определяют целевых показателей, которые должны достигаться в результате реализации предлагаемой льготы, а также критериев, по которым можно было бы определить экономический или бюджетный эффект от ее введения.
Информация предоставлена Департаментом пресс-службы и информации Счетной палаты Российской Федерации.