Государственная корпорация является специфическим видом юридического лица, который включает в себя как черты, присущие классическим некоммерческим организациям (к категории которых и относятся госкорпорации), так и черты, присущие государственным органам. Изучение статуса госкорпораций и их специфики как особого вида юридических лиц является актуальным вопросом, поскольку в России применение госкорпораций имеет тенденцию к расширению.
Закон вместо учредительных документов
Статья 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) гласит: «Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона…
Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации…»
Таким образом, Закон о некоммерческих организациях делает исключение из ст. 52 ГК РФ, предусматривающей обязательность устава в качестве учредительного документа для юридических лиц за исключением хозяйственных товариществ. В отличие от других видов юридических лиц (а ведь именно к категории юридических лиц относят государственные корпорации), государственной корпорации не требуются учредительные документы. По сути, учредительным документом госкорпорации будет соответствующий федеральный закон. Необходимость принятия столь значительного нормативного акта для создания госкорпорации говорит о наличии конкретно в этом аспекте некоторого сходства госкорпораций с государственными органами. Примечательно, что некоторые госкорпорации ранее были органами государственной власти. Ярчайший пример – «Росатом», бывшее федеральное агентство по атомной энергии.
Вопрос имущества
В то же время существует особенность, касающаяся имущества госкорпорации. Исходя из логики рыночной экономики, имущество либо принадлежит частному юридическому лицу, и оно само решает, как им распоряжаться, либо принадлежит юридическим лицам, созданным государством, на ограниченных правах, оставаясь при этом собственностью государства, и государство осуществляет, по сути, управление такими лицами. Либо само юридическое лицо принадлежит государству (например, акционерные общества, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству), и имущество этих юридических лиц опосредованно управляется государством.
Также ГК РФ предусматривает такую форму юридических лиц, как государственные и муниципальные унитарные предприятия. Им имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, оставаясь соответственно в государственной или муниципальной собственности (ст. 113 ГК РФ).
У госкорпораций в этом отношении наличествует особенность. В статье 7.1 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Имущество принадлежит государственной корпорации на праве собственности. Однако в то же время государство законодательно ставит владение, пользование и распоряжение госкорпорациями своим имуществом в специальные рамки, отвечающие целям, задачам и функциям этих юридических лиц, которые для них устанавливает то же государство.
В пункте 2 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях установлено, что государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом (речь идет о федеральных законах, учреждающих госкорпорации), предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено таким законом..
Таким образом, имеет место специфический механизм ограничения, а точнее постановки права собственности в рамки установленных для собственника целей, задач и функций.
Часть госмеханизма
Госкорпорации являются частью государственного механизма. Так, выполнение госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ) своих функций является одной из форм государственного управления банковской системой. Через АСВ реализуется одно из направлений государственной политики в области укрепления доверия к банковской системе Российской Федерации.
АСВ, являясь госкорпорацией и отражая в себе черты, присущие госкорпорациям, наделено такими функциями, которые обычно принадлежат только органам управления. Во-первых, оно обладает правом издавать обязательные для исполнения кредитными организациями нормативные правовые акты по вопросам, прямо отнесенным законодательством к его компетенции. Так, АСВ вправе устанавливать ставку страховых взносов (п. 2 ст. 19, п. 7 ст. 36, Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»). Некоторые нормативные акты Банка России должны приниматься по согласованию с АСВ.
Из этого следует, что государственная корпорация обладает такой особенностью, как наличие у нее права издавать обязательные для исполнения нормативно-правовые акты. То есть госкорпорации участвуют в правотворчестве.
Кроме того, АСВ способствует реализации банковского надзора, осуществляемого Банком России. В соответствии с п. 6 ст. 27 Закона № 177-ФЗ, указанием ЦБ РФ от 13.01.2005 № 1542-У служащие АСВ принимают участие в проверках кредитных организаций, проводимых Банком России. Таким образом, АСВ выполняет управленческие функции и вместе с Банком России занимается деятельностью по стабилизации банковской системы.
Сходство положений
Некоторое сходство госкорпораций с государственными органами демонстрируют и положения ТК РФ. Статья 349.1 ТК РФ, регулирующая особенности труда работников госкорпораций, во многом имеет сходства с положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Даже такое присущее государственной сфере понятие, как конфликт интересов (которое применяется как в вышеупомянутом Законе № 79-ФЗ, так и в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») также наличествует в ст. 349.1 ТК РФ.
Также данная статья устанавливает обязанность работников госкорпорации представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей, что также присуще государственной сфере.
Таким образом, государственные корпорации, относясь к категории юридических лиц (некоммерческих организаций), в то же время обладают и значительным сходством с государственными органами, являясь частью государственного механизма, инструментом проведения государственной политики в различных сферах и воздействия государства на систему общественных отношений вообще и рынок в частности.