В наш прокат вышел документальный фильм Виталия Манского «В лучах солнца», снятый в Северной Корее. Кроме интриги с заминкой по поводу выдачи ленте прокатного удостоверения, стоит отметить потенциальную пользу от просмотра фильма для множащихся рядов тех, кто испытывает ностальгию по СССР. Бесплатно глянуть это кино можно в интернете.
Съёмки шли в столице КНДР — Пхеньяне. Сюжет хорошо описал в «Коммерсанте» известный кинокритик Андрей Плахов: «Сюжет и герои (отец, мать и восьмилетняя дочь) были утверждены корейскими товарищами. Документальное кино в тамошнем понимании предполагает тщательные репетиции под эгидой кураторов-спецслужбистов. По ходу их многое меняется: герой из журналиста превращается в инженера, план на фабрике выполняется на 150%, в следующем дубле — уже на 200. Картина становится всё более совершенной, близкой к идеалу, а отвечает ли она реальности — вопрос риторический. Так же как нельзя быть стопроцентно уверенным, что выступающие в фильме папа, мама и дочка — это действительно семья, а не подставленные статисты.
Так или иначе, сюжет задан. Папа-инженер и мама — работница молокозавода добиваются всё более ярких профессиональных достижений. Дочка, готовясь вступить в ряды пионеров, встречается с ветераном войны и готовится к всенародному празднику, который становится кульминацией фильма. Маленькие девочки, читая со сцены стихи о великих вождях, впадают в экстаз, а сидящие в зале взрослые дяди с каменными лицами внимают этому почти порнографическому зрелищу».
Это живо напоминает практику съёмок документальных лент в СССР тем, кто жил в те времена, когда партия и её уполномоченные задавали тональность и определяли смысл того, что надо снять.
В. Манский попытался обмануть корейские спецслужбы. Он вставил в фильм кое-что из репетиций «документального» действия. Или, к примеру, показал одетых в одинаковое серое многочисленных пассажиров, которые толкают автобус, чтобы он тронулся с места. Однако корейские чекисты оказались бдительны. Съёмки прервали, когда они не были завершены даже наполовину. Корейские товарищи обвинили В. Манского в обмане. Любопытно и то, что, как отмечает А. Плахов, «негодующие инвективы звучат и из России: ведь обман может обернуться репрессиями, чуть ли не казнями для героев картины. «Стоит ли искусство слезинки ребёнка?» — вопрошают моралисты. Они не слышат пошлости, звучащей в этом вопросе, подозреваю, от неё поморщился бы и Достоевский, доживи он до наших дней».
Есть подозрение, что противники подобных лент на самом деле имеют гораздо более концептуальные претензии к картине. Северокорейский опыт они воспринимают как неумелое применение весьма правильных идей.
На фоне набирающей силы тоски по некоему выдуманному СССР легко выделить несколько таких правильных идей.
Во-первых, оправдание подтасовок при якобы документальной съёмке — ведь на благо же страны.
Во-вторых, принятие того, что грубые материальные стимулы, эти противные рыночные мотивации, впрямь могут быть по приказу заменены на поощрения в форме социалистического соревнования и тому подобный инструментарий, который в своё время привёл к банальному разорению великой державы по имени СССР.
Особенно актуально то, что не анализируется прямо в фильме, но результат чего косвенно показан в той же сцене с толканием автобуса пассажирами, — идея Чучхе. Это когда считается нормальным и обязательным добиваться полного самообеспечения страны всем необходимым, без выхода на мировые рынки. В нашей мягкой редакции то же называется импортозамещением.
Так как поклонников всего советского в стране становится всё больше — причём за счёт молодёжи, неудивительно, что Минкульт долго тянул с выдачей фильму В. Манского прокатного удостоверения. Это свидетельствует о том, что также набирает силу — о тяге к введению цензуры в стране. Причём эта тяга уже так усилилась, что даже вызвала гнев президента Владимира Путина к мотоциклисту Залдостанову по кличке «Хирург», который попытался «обрезать» Константина Райкина за его ненависть к цензуре.
Российская премьера ленты В. Манского состоялась в Петербурге на международном фестивале «Послание к человеку». Картине были присуждены приз международной кинопрессы ФИПРЕССИ и приз российской прессы.