Специалисты Минфина России наконец-то согласились с тем, что в случае обращения работника с заявлением о предоставлении ему имущественного вычета по месту работы не с начала календарного года излишне удержанный НДФЛ с его доходов должен вернуть налоговый агент. Такая позиция высказана в письме от 06.10.2016 № 03-04-05/58149.
Теория…
Согласно п. 1 ст. 220 НК РФ физическому лицу предоставляется имущественный вычет по НДФЛ, в том числе при строительстве или покупке жилых объектов, в случае приобретения земельных участков, а также в отношении расходов на погашение процентов по кредитам, фактически израсходованным на вышеуказанные цели. Вычет по таким объектам работник может получить, не дожидаясь окончания налогового периода (календарного года), по месту своей работы. Для этого он должен обратиться с письменным заявлением к работодателю — налоговому агенту. К заявлению нужно приложить уведомление налоговых органов, подтверждающее право работника на имущественный вычет (форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 14.01.2015 № ММВ-7-11/3).
Начиная с месяца, в котором сотрудник принес заявление и уведомление, имущественный вычет ему предоставляет организация-работодатель. Вопросы вызывает ситуация, когда за получением имущественного вычета работник обращается не с января. Получается, что за прошедшие до подачи заявления месяцы с него удерживался НДФЛ. В этом случае работодатель должен сделать перерасчет.
Имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения налоговой базы по НДФЛ (ст. 210, 220 НК РФ). Исчисление сумм налога производится налоговым агентом на дату фактического получения дохода нарастающим итогом с начала календарного года с зачетом удержанной в предыдущие месяцы суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ). Поэтому при обращении сотрудника к работодателю за имущественным вычетом не с первого месяца календарного года данный вычет предоставляется применительно ко всей сумме дохода, начисленной ему нарастающим итогом с начала года.
...и практика
А что делать с разницей между суммой налога, исчисленной и удержанной до предоставления имущественного вычета, и суммой налога, определенной по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ в том месяце, в котором от работника поступило заявление на вычет? Может ли налоговый агент вернуть излишне удержанную сумму налога в порядке, предусмотренном ст. 231 НК РФ?
Фискальный подход
До недавнего времени финансовое ведомство считало, что возврат удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ до получения от работника письменного заявления о предоставлении имущественных вычетов на основании ст. 231 НК РФ невозможен. Аргумент: данные суммы были правомерно удержаны налоговым агентом и поэтому не могут быть квалифицированы как излишне удержанные. Такая позиция изложена в письмах Минфина России от 26.08.2016 № 03-04-05/50129, от 25.07.2016 № 03-04-06/43505, от 07.04.2016 № 03-04-06/19768, от 22.06.2015 № 03-04-05/36052, от 22.08.2014 № 03-04-06/42092, от 15.07.2014 № 03-04-05/34402, от 21.08.2013 № 03-04-05/34221, от 30.05.2013 № 03-04-05/19643, от 14.09.2012 № 03-04-08/4-301.
Аналогичной точки зрения ранее придерживались и налоговые органы (письмо ФНС России от 22.12.2010 № ШС-37-3/18221).
Мнение арбитров
В конце 2015 г. ситуация кардинально изменилась благодаря появлению Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, который Президиум Верховного суда РФ утвердил 21 октября 2015 г. В пункте 15 этого документа высшие арбитры указали, что суммы НДФЛ, удержанные до подачи работником заявления на получение имущественного вычета по месту своей работы, признаются излишне удержанными. Поэтому возврат налога должен осуществлять налоговый агент — работодатель. Это прямо установлено ст. 231 НК РФ.
Кроме того, арбитры отметили, что позиция контролирующих органов о возможности возврата налоговым агентом только налога, излишне удержанного по ошибке, противоречит ст. 213 НК РФ. Это связано с тем, что по смыслу этой статьи налоговый агент возвращает физическому лицу любые суммы НДФЛ, излишне перечисленные в бюджет в результате собственных действий агента.
Интересен тот факт, что данный вывод сделан исходя из положений тех же норм главы 23 НК РФ — п. 8 ст. 220 и п. 3 ст. 226, на которых основана позиция Минфина России.
Минфин: реакция с задержкой
Налоговые органы моментально отреагировали на появление вышеназванной позиции Верховного суда РФ. Уже в начале ноября 2015 г. они довели ее до нижестоящих налоговых органов (письмо ФНС России от 03.11.2015 № СА-4-7/19206). Так как разъяснения с фискальной точкой зрения стали неактуальны, налоговики их отозвали (письмо ФНС России от 25.12.2015 № БС-4-11/22869).
А вот специалисты Минфина России продолжали настаивать на том, что разницу между суммой НДФЛ, исчисленной и удержанной до предоставления имущественного вычета, и суммой налога, определенной по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ, в том месяце, в котором от работника поступило заявление на вычет, нельзя расценивать как излишне удержанную сумму НДФЛ (письма от 26.08.2016 № 03-04-05/50129, от 25.07.2016 № 03-04-06/43505, от 07.04.2016 № 03-04-06/19768).
Правда, справедливости ради следует сказать, что в своих разъяснениях финансисты, устанавливая запрет на возврат налога работодателем, ссылались на свое письмо от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571. В нем сказано, что в случае когда письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами высших судов, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в интернете либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий должны руководствоваться позициями арбитров.
И вот только сейчас финансовое ведомство согласилось с правовой позицией Верховного суда РФ. В комментируемом письме Минфин России признал спорные суммы НДФЛ излишне перечисленными в бюджет и разрешил налоговым агентам осуществлять их возврат физическим лицам в порядке, предусмотренном ст. 213 НК РФ.