По оценкам Банка России на основе опроса ООО «инФОМ», в октябре 2016 г. инфляционные ожидания населения продолжили снижаться. Медианное значение ожидаемой инфляции на год вперед, по оценке «инФОМ», уменьшилось до минимума с середины 2014 г. Оценка населением наблюдаемой инфляции также снизилась.
В материалах Центробанка говорится, что оценки уровня инфляции с использованием нормального и равномерного распределений ожиданий домохозяйств составили 5,8 и 5,7% соответственно (по сравнению с 5,9 и 5,8% в сентябре).
Медианное значение ожидаемой инфляции в следующем году, рассчитанное «инФОМ» по ответам на вопрос об уровне инфляции, в октябре 2016 г. уменьшилось на 1,9 п.п., до 12,3% (минимума с середины 2014 г.), после роста на 1,6 п.п. в сентябре.
Неустойчивость инфляционных ожиданий указывает экспертам ЦБ на сохранение инфляционных рисков и подтверждает обоснованность проведения умеренно жесткой денежно-кредитной политики.
Ожидания изменения инфляции в будущем не претерпели существенных изменений. Сезонно возросла доля респондентов (на 1 п.п., до 14%), которые ожидают очень сильный рост цен в ближайший месяц; увеличилась (на 2 п.п., до 42%) и доля тех, кто ожидает в следующем месяце умеренный рост цен. Вероятнее всего, полагают авторы исследования, это связано с окончанием сезона низких цен на плодоовощную и молочную продукцию. При этом распределение ответов на вопрос о росте цен в следующие 12 месяцев практически не изменилось. Как и в предыдущие месяцы, большинство респондентов ожидают сохранение инфляции на прежнем уровне.
Одновременно с этим наблюдается улучшение восприятия населением текущего роста цен. Так, в октябре на 2,3 п.п., до 15,1%, снизилась медианная оценка наблюдаемой инфляции, что является минимальным значением с начала 2015 г. Отрицательный тренд в оценках роста цен за прошедший год соответствует снижению показателей инфляции, публикуемых Росстатом, и указывает на происходящее улучшение точности восприятия динамики инфляции населением.
Среди групп товаров и услуг, рост цен на которые волнует опрошенных, возросла частота упоминаний молочной продукции, фруктов и овощей. Эти товарные группы действительно начали дорожать ускоренными темпами с наступлением осени. Также повысилась обеспокоенность ростом цен на чай и кофе, крупы и макаронные изделия, бытовую химию; понизилась — ростом цен на соль, сахар, услуги ЖКХ, говорится в исследовании.