С какими вызовами сталкиваются современные патентные системы? В чем специфика патентования инноваций в Китае и Европейском союзе? Как российской компании возместить расходы при зарубежном патентовании? Об этих и многих других вопросах — в материале «ЭЖ».
На микроэкономическом уровне патентные права приобрели роль ключевого корпоративного актива. Лидирующие позиции в экономике развитых государств сегодня занимают организации, предлагающие рынку высокотехнологичные, основанные на патентоохраняемых объектах товары.
Наблюдается ежегодный прирост патентных заявок, как по международной процедуре, так и по национальной. Так, по данным ВОИС1, число заявок на патенты, поданных в 2015 г. в рамках Договора о патентной кооперации (PCT), выросло на 1,7%, до 218 000 заявок, что стало новым рекордом. Лидером по числу международных заявок остаются США. От базирующихся на их территории инноваторов было подано 57 385 заявок РСТ. Значительно активизировались азиатские страны. Япония (44 235 заявок) и Китай (29 846 заявок) идут на втором и третьем местах соответственно. При этом по числу национальных заявок, поданных в конкретных государствах, Китай лидирует.
Показательна и статистика мировых лицензионных платежей за право на использование объекта интеллектуальной собственности. В 1975 г. они составили скромные 3 млрд долл. США, в 1990 г. — 27 млрд, в 2000 г. — 74 млрд, в 2009 г. — 180 млрд, в 2014 г. — 360 млрд долл.
В Российской Федерации в последние годы также наблюдается рост патентной активности, что, однако, не должно быть поводом к излишнему оптимизму. Половина заявок, подаваемых на изобретения, приходится на иностранных производителей. При этом по числу международных заявок PCT Россия в последние годы задержалась на уровне 25-го — 27-го места.
Корреспондент «ЭЖ» посетил конференцию «Патентование и защита инноваций», организованную компанией Infor-media Russia, и узнал об основных проблемах и нюансах, связанных с защитой инноваций за рубежом.
Почему нужны зарубежные патенты
На международном уровне закреплен принцип территориальной защиты патентных прав. В соответствии с ним защита предоставляется только на территории того государства, где такая защита испрашивается, и предоставляется по закону данного государства. Проще говоря, российские изобретатели могут рассчитывать на защиту их прав за рубежом лишь при получении зарубежных патентов.
На первый взгляд, каких-либо проблем у них возникать не должно.
Наряду с принципом территориальной защиты предусмотрен принцип национального режима. Государства — члены Парижского союза (его образуют страны — участницы Парижской Конвенции по охране промышленной собственности, 1883 г.) обязаны предоставлять иностранным гражданам и юридическим лицам в отношении охраны интеллектуальной собственности режим не менее благоприятный, чем тот, который они предоставляют своим собственным гражданам и юридическим лицам.
Между тем на практике не все так просто. Эффективная защита инноваций за рубежом требует разработки четкой стратегии патентования и учета ряда нюансов, присущих той или иной правовой системе.
С какими вызовами сталкиваются современные патентные системы
Инновационные рынки в настоящее время «закрыты» патентами. Различные инновационные продукты (в том числе персональные компьютеры, смартфоны) охватываются несколькими сотнями — тысячами патентов. Очевидно, что одной компании крайне сложно аккумулировать у себя патенты на все разработки, используемые в конечном продукте. Предприниматели вынуждены договариваться друг с другом, участвовать во взаимообмене правами на патентоохраняемые объекты. Широкое применение в связи с этим получила практика кросс-лицензирования. В ее основе лежит соглашение, в соответствии с которым каждая из сторон предоставляет другой права на использование патентоохраняемого объекта.
Глобальный характер приобрела проблема злоупотребления патентными правами, в том числе так называемого «патентного троллинга». К «патентным троллям» (сами они себя называют патентными холдингами, патентными агрегаторами) относят компании, которые не производят и не продвигают собственный продукт (non-practicing entities), а приобретают патенты с целью последующей подачи исков о нарушении исключительного права к успешным инновационным компаниям.
Такие компании на первом этапе собирают крупные патентные портфолио, приобретают «зонтичные» патенты. На втором — отслеживают рынки изготовления и поставки инновационных товаров. Находят нарушение одного из своих патентов и предъявляют к инноватору требование о запрете на дальнейшее использование соответствующего патентоохраняемого объекта. Инновационная компания под страхом блокирования производственной и сбытовой деятельности соглашается на навязанные «троллем» жесткие и несправедливые условия лицензионного соглашения.
Родиной «патентных троллей» принято считать США. Как отметил Андрей Попцов, начальник отдела правовой защиты интеллектуальной собственности департамента правовой и корпоративной работы госкорпорации «Росатом», в 2014 г. прямые убытки американских компаний от них составили 12 млрд долл. США. К «троллям» относят, в частности, компании Intellectual Ventures (ей принадлежит около 25 000—30 000 американских патентов), Interdigital (3989 патентов), Round Rock Reseach LLC (3495 патентов). В настоящее время «патентные тролли» ведут активную деятельность также в странах Европейского союза и в Китае.
Особенности патентования в Китае
С позиции права интеллектуальной собственности Китай представляет собой четыре государства: Китайскую Республику, Гонконг, Макао и Тайвань. При этом только Китайская Республика является участником Договора о патентной кооперации (PCT). В отношении Гонконга Китай уведомил генерального директора ВОИС о том, что на него также распространяется PCT и Парижская конвенция. В двух других государствах необходимо подавать самостоятельные заявки.
Основная проблема защиты иностранных разработок в Китае заключается в общих подходах к инновационной политике в государстве. В последние годы Китай придает защите интеллектуальных прав существенное значение. Был учрежден специализированный Патентный суд. Реализуются различные программы по стимулированию патентования. Между тем важно понимать, что развитие системы интеллектуальных прав в Китае служит единственной цели — защите прав национальных разработчиков и стимулированию их инновационной активности.
Интеллектуальные права зарубежных компаний по-прежнему не получают эффективной защиты. Как рассказал Дмитрий Платонов, вице-президент по интеллектуальной собственности Yota Devices, для иностранных инноваторов «патенты в Китае не стоят даже той бумаги, на которой они изготавливаются». Даже если такие компании получили китайский патент, им будет крайне сложно доказать факт нарушения исключительных прав со стороны китайских производителей.
Непросто зарубежным инноваторам будет также найти инвесторов в Китае. Действует неформальное правило: поддерживать только свои национальные компании. Таким образом, для ведения инновационного бизнеса в Китае оправданно учредить на его территории китайскую компанию и привлечь для ведения патентной процедуры, защиты нарушенных прав китайских патентных поверенных. Но и при взаимодействии с последними необходимо быть осторожными. По словам Д. Платонова, китайские юристы никогда не признаются, что не могут выполнить задачу. На словах они будут готовы составить хоть 200 заявок за день, но на деле могут не обладать необходимой компетенцией для подготовки даже одной. Важно поэтому обращаться лишь к проверенным компаниям.
Особенности получения европейского патента
В настоящее время Европейская патентная конвенция (ЕПК) предусматривает следующий порядок получения европейского патента. На первом этапе заявка на европейский патент подается в Европейское патентное ведомство. Ведомство проводит патентный поиск, экспертизу заявки на соответствие требованиям Конвенции. После чего принимает решение о выдаче патента или отклонении заявки.
На втором этапе, после того как заявителю выдан европейский патент, происходит так называемая процедура его валидации. Заявитель должен предоставить перевод материалов заявки на национальные языки выбранных стран и оплатить официальные пошлины за валидацию.
В связи с заключением Лондонского соглашения в ряде стран ЕПК требования по переводу были значительно упрощены. Так, подача европейской заявки на английском языке обеспечивает автоматическую валидацию европейского патента в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Лихтенштейне, Люксембурге и Монако без необходимости предоставления национальных переводов и назначения местных патентных поверенных. В случае подачи заявки на английском языке в таких странах, как Голландия, Швеция, Хорватия, Дания и Исландия, необходимо предоставлять перевод лишь формулы изобретения. Между тем остались государства (например, Австрия и Болгария), где нужно переводить все документы заявки.
Ежегодная оплата пошлины за поддержание патента осуществляется в национальное ведомство каждой страны, в которой патент прошел процедуру валидации.
Патентный поверенный, партнер компании «Главе, Дельфс, Молль — патентные поверенные и юристы» (Германия) Томас Вестфаль считает, что «светлым будущим» европейской патентной системы является введение единого европейского патента. На первом этапе процедура его выдачи не отличается от существующей сегодня процедуры выдачи европейского патента. После проведения патентного поиска и экспертизы Европейское патентное ведомство выдает единый патент, который охватывает все страны Европейского сообщества за исключением государств, не ратифицировавших Конвенцию о едином европейском патенте (КЕЕП). Уже сейчас можно с высокой долей вероятности сказать, что единый патент не будет охватывать Великобританию, Испанию и Польшу.
При получении единого патента заявителю не потребуется переводить патентную заявку на языки интересующих государств. Пошлины за выдачу и поддержание единого патента будут платиться только в Европейское патентное ведомство.
Введение единого европейского патента выгодно заявителям по нескольким причинам. Во-первых, в таком случае значительно снизятся расходы на подтверждение европейских патентов в национальных патентных ведомствах стран — участниц Европейской патентной конвенции. Во-вторых, наряду с единым патентом будет введена единая судебная инстанция (Европейский патентный суд), решение которой будет признанным во всех странах, на территории которых распространяется КЕЕП.
Как российским компаниям возместить расходы при зарубежном патентовании?
О возможностях, которые открывает перед разработчиками статус участника «Сколково», рассказал Антон Пушков, российский патентный поверенный, партнер, руководитель правовой практики ЦИС «Сколково».
В настоящее время участниками проекта «Сколково» являются около 1500 российских компаний вне зависимости от места их нахождения. Основным направлением деятельности таких компаний должна являться научно-исследовательская деятельность. Все они пользуются рядом преимуществ. Прежде всего, такие компании освобождаются от налогов. Единственное, что они должны выплачивать, — это страховые взносы по ставке 14%. Во-вторых, участники фонда «Сколково» могут претендовать на получение гранта для финансирования своего проекта. Наконец, они могут рассчитывать на оказание им услуг, в том числе в области интеллектуальной собственности на льготных условиях.
За прошедший год через «Сколково» было подано около 17% от всех российских заявок РСТ. Притом что в целом зарубежное патентование осуществляется российскими изобретателями не слишком активно. Почему российские разработчики не пользуются данным механизмом? Ответ простой — нет денег. Компаниям, особенно региональным стартапам, достаточно сложно, а подчас невозможно найти средства на оплату патентных пошлин, услуг патентного поверенного.
В «Сколково» под данные нужды выделяются так называемые микрогранты. На защиту интеллектуальной собственности (в том числе поддержку делопроизводства при регистрации зарубежных патентов) фонд может предоставить до 1,5 млн руб. Данная программа распространяется лишь на участников «Сколково». Таким образом, она достаточно ограничена по кругу субъектов.
Представители «Сколково» выступили с инициативой о введении государственного субсидирования зарубежного патентования вне зависимости от участия заявителей в «Сколково». Правительство РФ поддержало данный проект.
В июне 2016 г. было принято постановление Правительства РФ № 548 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат, связанных с уплатой пошлин при патентовании российских разработок производителей и экспортеров за рубежом». В соответствии с данным актом денежные средства будут выделяться операторам — юридическим лицам, оказывающим услуги по патентованию российских разработок за рубежом. Основание для таких выплат — договор об оказании услуг по патентованию разработок, предусматривающий, что пользователь не возмещает оператору уплаченные пошлины. Постановление закрепило также ряд критериев, которым должны отвечать операторы:
-
отсутствие задолженности по платежам в бюджет;
-
ведение деятельности в качестве юрлица не менее трех лет;
-
наличие в штате не менее трех российских патентных поверенных специализации «Изобретения и полезные модели» с непрерывным стажем работы у данного юрлица по трудовому договору не менее шести месяцев;
-
наличие не менее 50 международных заявок, поданных для пользователей в соответствии с Договором о патентной кооперации за последние три года и не менее 100 российских заявок на выдачу патента на изобретение или полезную модель, подготовленных и поданных за последний год для пользователей в Роспатент.
При этом следует учитывать, что субсидии предоставляются на патентование не всех технических решений. Заявленное изобретение или полезная модель должны являться результатом исследовательской деятельности, связанной с реализацией государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства РФ № 328.
Более 30 млн руб. выделено на первый год реализации этой программы. На сайте Минпромторга России в ближайшее время появится объявление о конкурсе операторов.
А. Пушков поделился ценным лайфхаком о том, как сэкономить на пошлине при международном патентовании. В настоящее время российские юридические лица за подачу заявки РСТ выплачивают пошлину около 1400 долл. США. Для физических лиц сумма в десять раз меньше — 140 долл. В таком случае оправданно сначала подать заявку от физического лица. А затем бесплатно переоформить ее на юридическое лицо.
Выбор стратегии патентования разработок за рубежом
Очевидно, что никто не патентует свои разработки сразу во всех странах мира. Как правило, заявители определяют несколько юрисдикций и в них подают свои заявки. Данный выбор обусловливается в первую очередь бизнес-целями компании. Подобные цели, по мнению Андрея Москвича, экс-директора отдела по патентам компании «Яндекс», могут быть различными: блокирование выхода на соответствующий рынок конкурентов, увеличение патентного портфеля, защита или управление рисками, получение налоговых скидок.
Кроме того, важно учитывать особенности патентной системы конкретного государства: как долго рассматривается патентная заявка, можно ли в данном государстве рассчитывать на эффективную судебную защиту нарушенных прав и т.п. Например, необходимо понимать, что в Индии с момента подачи заявки до выдачи патента проходит обычно от пяти до десяти лет. В Бразилии также достаточно большая очередь в патентном ведомстве.
В Европе целесообразнее подавать заявку в Европейское патентное ведомство на выдачу европейского патента, чем через национальные процедуры в конкретных государствах. Во-первых, в большинстве случаев это обойдется дешевле. Во-вторых, не возникнет дополнительных сложностей при защите исключительных прав в случае нарушения. В целом, европейский патент имеет больший вес в странах Европы. Качество экспертизы в национальных ведомствах ниже.
В Европейском союзе выгодно патентовать дизайны. В отношении таких объектов предусмотрена регистрационная система. Не проводятся экспертизы по существу, в связи с чем получить патент достаточно просто. В США все сложнее — дизайн проверяется на новизну и неочевидность.
Есть несколько путей, по которым можно пойти при патентовании инноваций за рубежом.
Первый способ — подать российскую заявку в Роспатент, а затем на основе Парижской конвенции — в ведомства иных интересующих стран. Дата приоритета в таком случае для всех заявок устанавливается по дате подачи первой заявки. Определенный риск в данном случае связан с тем, что субъект при подаче последующих заявок в зарубежные государства должен уложиться в установленный 12-месячный срок. На практике бывает, что за год заявитель не успевает понять, нужен ли ему патент в других государствах, где именно он собирается осуществлять свой инновационный бизнес.
Не стоит забывать заявителям в данном случае о применении программы ускоренного патентного делопроизводства (PPH). Программа дает возможность использовать сведения о результатах экспертизы заявки на выдачу патента на изобретение, проведенной экспертами патентного ведомства первой подачи данной заявки или того ведомства, которое уже провело экспертизу по существу данной заявки, при рассмотрении аналогичной заявки на изобретение экспертами патентного ведомства второй подачи заявки или ведомства, которое проводит экспертизу позже. В таком случае существенно ускоряется процесс рассмотрения и выдачи последующих патентов. Особенно данная возможность актуальна для США, где заявитель может ждать пять лет только первого ответа от ведомства относительно его заявки.
Многосторонние соглашения по программе Global PPH заключены Роспатентом c патентными ведомствами Австрии, Австралии, Великобритании, Венгрии, Германии, Дании, Исландии, Испании, Канады, Израиля, Республики Корея, Норвегии, Португалии, Сингапура, США, Финляндии, Швеции, Эстонии, Японии. Соответственно, во всех этих государствах российские заявители могут «ускорить» рассмотрение их заявки.
Второй путь предполагает подачу заявки РСТ в Роспатент, а затем переход на национальные фазы в иных государствах. Можно выделить несколько преимуществ подобного способа. Во-первых, заявитель получает длительный период (30—31 месяц) в течение которого он может подумать, в каких государствах ему оправданно подать патентные заявки, изучить стратегии конкурентов, спрогнозировать их выход на рынки конкретных государств. Во-вторых, в таком случае также возможно применение программы ускоренного делопроизводства. Наконец, заявитель получает еще до перехода к национальной фазе мнение эксперта о патентоспособности заявки. Единственная проблема в том, что мнение, подготовленное Роспатентом, не слишком интересно для иностранных патентных ведомств.
Данная проблема, однако, снимается при выборе третьего пути: заявитель сначала подает российскую заявку в Роспатент, а затем заявку PCT в Международное бюро в Женеве. К проведению патентного поиска в таком случае привлекается ведомство государства, в котором имеется наибольший интерес.
Наконец, можно подать заявки сразу во все интересующие страны. Данный способ является самым быстрым. Но необходимо учитывать, что согласно ст. 1395 ГК РФ заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию только спустя шесть месяцев после подачи ее в России. Нарушение установленного порядка влечет административную ответственность.
1 Информация по данным сайта http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2016/article_0002.html#madrid.