С 1 января 2015 года установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, к участию в госзакупках. Чтобы не подпадать под этот запрет, нужно иметь подтверждение Минпромторга о производстве промышленной продукции на территории РФ1, либо подтверждение Минпромторга об отнесении промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов в РФ, либо подтверждение государства – члена ЕЭС как страны происхождения товара. Один из способов получения первого подтверждения – заключение СПИК на создание продукции в РФ.
Нормативное регулирование
СПИК как инструмент поддержки развития промышленности в РФ предусмотрен Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», правила заключения определены Постановлением Правительства от 16.07.2015 № 708. Специальный инвестиционный контракт – это соглашение между инвестором и Российский Федерацией (или ее субъектом), в котором фиксируются:
–обязательства инвестора создать / модернизировать производство промышленной продукции / внедрить наилучшие доступные технологии в предусмотренный срок;
–обязательства РФ или ее субъекта гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки.
Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс пять лет, но не более 10 лет. Минимальный объем инвестиций для заключения СПИК с РФ – 750 млн руб. Для получения ряда льгот и мер стимулирования минимальный объем инвестиций может быть выше.
Что изменилось
За почти год действия новых правил было подано более 10 заявок на заключение СПИК, но федеральные контракты не заключались вплоть до последнего ПМЭФ 2016 года.
В июне – июле 2016 года были подписаны первые федеральные СПИК (например, CLAAS, Мазда Соллерс). В это же время были приняты новые правила, делающие СПИК более привлекательным инструментом. В частности, начиная с 1 июля 2016 в рамках госзакупки для допуска продукции машиностроения иностранного производителя достаточно представить копию подписанного СПИК, начиная с 1 сентября 2016 года госзаказчик сможет приобрести товары, произведенные на базе СПИК, не проводя конкурентную процедуру закупки, при условии, что поставщик будет включен в реестр единственных поставщиков, внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие льготы для налогоплательщиков – участников СПИК (Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
Преимущества СПИК
В ситуации сохраняющихся санкций и политического курса на импортозамещение и локализацию заключение инвестором СПИК в ряде случаев может оказаться эффективным и выгодным способом сохранения доли российского рынка и выполнения требований по локализации производства в России.
В качестве основных преимуществ СПИК можно отметить следующие.
Для допуска к госзакупкам товаров машиностроения достаточно включить в стандартную документацию заверенную руководителем организации-инвестора копию контракта (то есть фактические вложение средств, выполнение условий контракта и т. п. не проверяются). В остальных случаях наличие СПИК упрощает получение подтверждения Минпромторга о производстве товаров на территории РФ.
Начиная с 1 сентября 2016 года заказчик, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сможет приобрести товары, произведенные на базе СПИК, не проводя конкурентную процедуру закупки, при условии включения поставщика в реестр единственных поставщиков.
Возможность предусмотреть в СПИК полный перечень предоставляемых российским законодательством льгот и видов поддержки (субсидий на финансирование создания промышленной инфраструктуры, грантов и займов фонда развития промышленности, федеральных или региональных льгот).
Потенциальные льготы по налогу на прибыль (снижение до 0% федеральной части ставки налога на прибыль и др.).
Заключение контракта позволяет получить гарантию стабильности регуляторных условий (аналогичную гарантию можно получить в рамках ГЧП, что является более сложным процессом) на срок действия контракта.
Срок действия СПИК больше срока действия подтверждения Минпромторга (10 лет против 3 лет).
Допуск к госзакупкам в рамках Закона № 44-ФЗ и приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, применительно к закупкам в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Для кого важно
Изменения в правилах госзакупок могут быть важными для иностранных импортеров (сборщиков, производителей неполного цикла с иностранным участием), в случае если основную часть клиентского портфолио составляют госзаказы или частные российские компании, работающие по госзаказам, если они производят запрещенные для целей госзакупок товары и услуги.
Запрещенные товары и услуги включают:
Машиностроение (неполный перечень): тракторы, бульдозеры, экскаваторы, автосамосвалы, автокраны, погрузчики, автомобили экстренных служб (скорой медицинской помощи, пожарной, аварийно-спасательной), средства транспортные специальные (для перевозки нефтепродуктов, пищевых жидкостей, денежной выручки, продуктов и т. п.), контейнеры, автобусы, троллейбусы, трамвайные вагоны, прицепы.
Предусмотрены исключения для автомобилей скорой помощи и новых дизельных транспортных средств, новых транспортных средств с двигателем с искровым зажиганием, если они произведены компаниями, осуществлявшими в 2010 году производство в режиме «промышленной сборки», импортерами автокомпонентов на основании соглашений с Минэкономразвития, в особых экономических зонах.
Легкая промышленность (неполный перечень): ткани, текстильные изделия (одежда, белье, спецодежда), ковры и текстильные покрытия, обувь, изделия из кожи, чемоданы, сумки, изделия из резины, пластмассовые изделия прочие, услуги по прокату текстиля, обуви, одежды.
Статья подготовлена по материалам информационного бюллетеня «Специальные инвестиционные контракты (СПИК) – инструмент импортозамещения и локализации – новые преимущества СПИКов».
1 Критерии отнесения промышленной продукции к произведенной в РФ, не имеющей аналогов РФ, и перечень операций, поэтапное выполнение которых должно быть предусмотрено СПИКом, раскрыты в Постановлении Правительства от 17.07.2015 № 719.