Во втором полугодии 2016 года в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма произошло множество изменений, в частности изменились требования к правилам внутреннего контроля и идентификации клиентов. Обозначим ряд актуальных проблем правоприменения и дадим практические рекомендации по выполнению обязанностей, возлагаемых законодательством на некредитные финансовые организации.
1 июля 2016 года вступила в силу новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Изменения в положениях ст. 6 носят технический характер и по существу не меняют перечень операций, подлежащих обязательному контролю: всего лишь по-новому изложено название упоминаемого Федерального закона от 21.07.2014 № 213-ФЗ.
Тем не менее может потребоваться внесение изменений в ПВК по ПОД/ФТ (в зависимости от их содержания).
В частности, изменения должны быть внесены в перечень операций, подлежащих обязательному контролю, который, как правило, предусмотрен в Программе выявления операций либо в приложении к ПВК по ПОД/ФТ.
Напомним, что Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей выявлять и направлять в Росфинмониторинг сведения только по определенным «профильным» операциям, подлежащим обязательному контролю.
Об этом в очередной раз напомнил Росфинмониторинг в Информационном сообщении от 17.05.2016, указав, что независимо от того, какой вид деятельности осуществляет субъект Федерального закона № 115-ФЗ, мониторингу подлежат все без исключения операции, указанные в ст. 6 данного Закона.
Редакция Федерального закона от 4 июля 2016 года касается изменения пороговых значений для проведения идентификации клиента – физического лица при осуществлении им операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты.
20 июля 2016 года было изменено содержание термина «финансирование терроризма» посредством включения в него ссылки на новую статью Уголовного кодекса РФ (ст. 361 «Акт международного терроризма»).
Следовательно, обязанность по изменению ПВК по ПОД/ФТ возникла у тех организаций, которые включили данный термин в содержание своих ПВК по ПОД/ФТ либо в текст отдельно разработанной Программы подготовки и обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ.
29 августа 2016 года вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 25.07.2016 № 232 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма».
Приказ на законодательном уровне закрепил фактически сложившуюся практику опубликования в личных кабинетах на официальном сайте Росфинмониторинга принятых Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма решений.
1 сентября 2016 года вступила в силу новая редакция Федерального закона № 115-ФЗ: в ст. 7 внесены изменения, касающиеся процедуры идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) бенефициарного владельца.
Вносимые изменения можно разделить на две группы в зависимости от того, на каких субъектов Федерального закона № 115-ФЗ они распространяются.
Первая группа изменений касается обязанностей только кредитных организаций при открытии счетов (вкладов), а также заключении договора банковского счета (вклада) без личного присутствия клиента либо представителя клиента.
Вторая группа изменений затрагивает права и обязанности всех без исключения субъектов Федерального закона № 115-ФЗ. Рассмотрим подробнее вторую группу изменений.
1. Изменен перечень сведений, устанавливаемых при идентификации юридического лица – клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя.
Установлена обязанность отдельно фиксировать организационно-правовую форму юридического лица (помимо ее указания в составе полного наименования юридического лица). Кроме того, появились различия в перечне сведений, устанавливаемых в отношении резидентов и нерезидентов.
Буквальное толкование новых положений законодательства исключает обязанность устанавливать место регистрации у российских юридических лиц. Отметим, что с практической точки зрения для субъектов Федерального закона № 115-ФЗ внесенные изменения не являются существенными, поскольку подзаконные нормативно-правовые акты задолго до рассматриваемой редакции закона предусматривали установление довольно обширного перечня сведений в отношении юридических лиц.
2. Предусмотрена возможность определять характер и объем мер, направленных на изучение клиентов, с учетом присвоенной им степени (уровня) риска (подп. 1.1 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Данные изменения можно оценить исключительно положительно, поскольку они в значительной степени позволяют упростить процедуру сбора сведений в отношении большинства клиентов.
Такой подход, по сути, освобождает субъектов Федерального закона № 115-ФЗ от необходимости тратить время и ресурсы на сбор и установление избыточных сведений о клиентах, не соответствующих критериям повышенного риска участия в легализации преступных доходов.
В новой редакции Положения об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 12.12.2014 № 444-П; в редакции Указания Банка России от 18.08.2016 № 4105-У) мегарегулятор указал, что сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с некредитной финансовой организацией, сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения о финансовом положении и о деловой репутации устанавливаются некредитной финансовой организацией в отношении клиентов – физических лиц, которым присвоена повышенная степень (уровень) риска клиента (абз. 2 п. 20 Приложения № 1).
По непонятным причинам аналогичная оговорка отсутствует в отношении иных клиентов – юридических лиц, иностранных структур без образования юридического лица, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
3. Субъектам Федерального закона № 115-ФЗ дана возможность использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Включение в текст Федерального закона № 115-ФЗ данных положений фактически позволяет добросовестным организациям и предпринимателям теперь надлежащим образом выполнить требование о подтверждении достоверности сведений, установленных в ходе идентификации, с использованием надлежащим образом заверенных копий (в частности, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью).
До этого многие субъекты Федерального закона № 115-ФЗ, заинтересованные в оперативном проведении идентификации и скорейшем совершении сделок, сознательно шли на нарушения, не имея возможности дожидаться получения от клиентов из других регионов России оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.
4. Обязанность клиентов по представлению субъектам Федерального закона № 115-ФЗ информации, необходимой для исполнения требований этого Закона, прямо распространена на информацию об учредителях (участниках) клиентов – юридических лиц.
Включение в текст Федерального закона № 115-ФЗ подобного уточнения вполне оправданно в связи с тем, что на присвоение степени (уровня) риска клиента в совершении легализации, а также на выявление необычных операций клиента в значительной степени оказывает влияние информация об учредителях (участниках) клиента – юридического лица.
3 сентября 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 № 445-П) и Указание Банка России от 15.12.2014 № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В Положении № 445-П:
–конкретизированы требования к упрощенной идентификации;
–включены положения об идентификации иностранной структуры без образования юридического лица;
–подробно раскрыты факторы, позволяющие признать физическое лицо бенефициарным владельцем юридического лица;
–скорректированы критерии позволяющие относить организацию к числу малых предприятий и микропредприятий (для целей ПОД/ФТ);
–изменены факторы, влияющие на оценку риска клиента;
–скорректированы признаки, указывающие на необычный характер сделки.
Изменения в тексте Указания № 3484-У по большей части сводятся к уточнению терминологии и ссылок на нормы Федерального закона № 115-ФЗ.
Однако существенно переработано Приложение «Перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС».
Отметим, что с 29 октября 3016 года подлежат применению новые Форматы и структуры электронных документов, предусмотренных Указанием Банка России от 15.12.2014 № 3484-У (соответствующая информация Банка России опубликована 28.09.2016). В период с 31 октября по 3 ноября проводились работы по изменению соответствующих интерактивных форм, размещаемых в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга.
11 сентября 2016 года вступило в силу Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом (утв. Банком России 20.07.2016 № 550-П).
Данным документом, помимо прочего, определен порядок размещения некредитной финансовой организацией в личном кабинете уведомления о принятии электронного сообщения либо уведомления о непринятии электронного сообщения (в соответствии с Указанием Банка России от 21.12.2015 № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета»).
Напомним, что информацию, полученную от Банка России в порядке, установленном Положением № 550-П, следует учитывать при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 13.3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ).
Необходимость внесения изменений в ПВК по ПОД/ФТ (в связи с вступлением в силу Положения № 550-П) прямо не следует из норм Положения № 445-П. Однако мы рекомендуем отразить в ПВК по ПОД/ФТ порядок получения соответствующих сведений от Банка России и особенности их учета при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации.
30 сентября 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17.09.2016 № 933 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым, помимо прочего, внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям».
Изменения в Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 сводятся к уточнению терминологии и ссылок на нормы Федерального закона № 115-ФЗ и по существу не влияют на исполнение обязанности по направлению сведений в Росфинмониторинг.
15 октября 2016 года вступила в силу новая редакция Положения об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 12.12.2014 № 444-П; в редакции Указания Банка России от 18.08.2016 № 4105-У).
Изменения существенно меняют порядок и условия проведения процедуры идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев:
–конкретизированы определения терминов «клиент», «выгодоприобретатель», «бенефициарный владелец»;
–введен термин «представитель клиента»;
–по-новому изложены условия, когда идентификация может не проводиться;
–установлены требования к обновлению сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
–предусмотрено, что отдельные сведения (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация) могут представляться клиентом (представителем клиента) без их документального подтверждения, в том числе со слов (устно);
–указано, что форма анкеты (досье) клиента и (или) порядок ведения анкеты (досье) клиента определяются в ПВК по ПОД/ФТ;
–конкретизированы условия, при которых НФО вправе не проводить повторную идентификацию клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (одним из таких условий стало то, что клиент находится на обслуживании);
–значительно изменены и расширены перечни сведений, получаемых в целях идентификации (упрощенной идентификации) клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
–предусмотрено, что в анкету (досье) клиента подлежат включению сведения о результатах каждой проверки наличия (отсутствия) в отношении клиента информации о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Принимая во внимание установленные Положением № 445-П сроки приведения ПВК по ПОД/ФТ, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ изменения законодательства за период с июля по сентябрь 2016 года можно учесть в одной новой редакции ПВК по ПОД/ФТ, утвержденной в период с 3 по 30 сентября 2016 года.
В кратчайшие сроки целесообразно учесть в тексте ПВК по ПОД/ФТ изменения, внесенные в Положение № 444-П, и утвердить новые формы анкет для идентификации. Наши рекомендации обусловлены тем, что на практике осуществление идентификации с учетом новых правил должно осуществляться уже с 15 октября 2016 года, а сохранение ПВК по ПОД/ФТ в старой редакции может привести к нежелательным ошибкам.