Обычный компьютер на столе у муниципального чиновника любого ранга способен показать, где местная власть недорабатывает по части наращивания налогооблагаемой базы поселения, района, города.
О новых управленческих решениях по цифровым технологиям рассказали участникам Всероссийской практической конференции «Муниципальное управление в новых экономических условиях» специалисты разных конкурирующих компаний. Форум прошел в Москве при участии Совета Федерации России, Общественной палаты и Торгово-промышленной палаты РФ.
Сверху видно все
Слушателей познакомили с возможностями информационной системы учета земельных участков, которая позволяет в режиме реального времени иметь актуальную на данный момент картину того, что происходит на территории. Такую систему можно создать в любом муниципальном образовании, даже в самом маленьком сельском поселении.
Абсолютное большинство органов местного самоуправления не располагает документально подтвержденными сведениями о земельных участках и объектах капитального строительства. Но любой сельский глава обидится, если показать ему, где и почему он недобирает земельный налог: «Какой самострой?! Какой самозахват?! Я что, не знаю, у кого какой дом и какой двор? Да я скажу, сколько кур у кого!»
Специалисты цифровых технологий не вступают в спор, они демонстрируют фотоснимки, сделанные из космоса и с помощью аэрофотосъемки и беспилотных летательных аппаратов. На отпечатках как на ладони видно, где проходят границы земельных участков, какие из них заброшены собственниками, а какие используются, а где произошел самозахват части или всего простаивающего участка. Космические снимки, получаемые на регулярной основе, позволяют также:
-
фиксировать этапы строительства, сноса и реконструкции объектов;
-
проверять соответствие фактических сроков выполнения строительных работ;
-
оценивать экологическое состояние территории проведения работ и окрестностей;
-
иметь актуальную информацию о комплексном благоустройстве строительного участка;
-
осуществлять мониторинг разновременных данных для определения краткосрочных и многолетних изменений на территории муниципального образования.
Более того, создание цифровых картографических схем позволяет узнать, какие участки имеют кадастровую оценку и какие внесены в базу данных налоговой службы. Таким образом, на собственном рабочем месте можно сличить сведения ФНС России и Реестра по таким параметрам, как:
-
ведение реестра учета налогов на основе сведений по земельным участкам;
-
формирование тематических карт для мобилизации налогооблагаемой базы;
-
выявление отсутствия кадастровых границ участка при наличии на нем капитального строения.
Сопоставление данных от разных ведомств, включая Росстат, дает возможность обнаружить и исправить кадастровые ошибки.
И все это путем несложных манипуляций с мышкой и клавиатурой компьютера.
Программные сервисы доступны всем муниципальным образованиям
Директор по развитию бизнеса компании «Совзонд», кандидат технических наук Вячеслав Бутин продемонстрировал практикам муниципального управления программный сервис «Градис», который автоматически выявляет величину дохода, недополученного муниципальным образованием. В качестве примера эффективности внедрения цифровых технологий он привел показатели сельского поселения Боровское Ишимского района Тюменской области.
В этом муниципальном образовании три населенных пункта — село Боровское, деревни Большой Остров и Заворохино. Их население чуть более 1000 человек по статистическим данным на 1 января 2016 г. ФНС России и Росреестр насчитали в этом муниципальном образовании 8931 объект недвижимости. В 2014 г. имущественные налоговые поступления составили 24 млн руб. Осуществленная затем инвентаризация налогооблагаемой базы позволила в 2015 г. увеличить эту базу на 33,1 %, или на 11,9 млн руб. А это местные налоги, которые в полном объеме поступают в местный бюджет.
Прирост произошел путем приведения в надлежащий порядок взимания земельного налога и налога на имущество граждан. До этого 829 земельных участков имели заниженную кадастровую стоимость, по 187 участкам неверно была определена налоговая ставка, а с владельцев 456 земельных участков налог взимался почему‑то по нулевой ставке. В итоге местный бюджет недополучил более 2 млн руб. 72 объекта капитального строительства вообще не были оценены, то есть не имели ни кадастровой стоимости, ни инвентаризационной. Это еще 47 000 руб. в местную казну. Но самую большую сумму — почти 10 млн руб. — дало исправление «огреха» при взимании налога по 168 объектам капитального строительства по ставке 0,1 % от их стоимости. Обнаружилось также, что владельцы 68 капитальных строений в результате взимания с них имущественного налога по ставкам 1,2 и 2 % переплатили почти 100 000 руб.
По словам В. Бутина, примерно таким же образом увеличили налоговые поступления в Коломенском районе Московской области.
Аналогичную оценку потенциала земельного налога в муниципальных образованиях Республики Алтай дает компания «Парус».
Картографический сервис «Технокад-муниципалитет», презентованный представителем СРО «Кадастровые инженеры» кандидатом технических наук Олегом Елисеевым, оценил потенциальный объем земельного налога в малонаселенном Тасеевском районе Красноярского края в 20,64 млн руб. А в 2015 г. здесь собрали лишь 4 млн руб.
В 27 населенных пунктах района насчитано 15 079 земельных участков, являющихся объектами для налогообложения, но только 4157 из них числятся в базе данных ФНС России. Большинство не учтенных налоговой службой земельных участков относятся к категории земель населенных пунктов. Это к слову об информированности глав сельских администраций. И это не просто слова, а сведения, документально подтверждаемые картографическими схемами как по земельным участкам, так и по объектам капитального строительства. Суммарная кадастровая стоимость не числящихся в ФНС России земельных участков оценивается в 1,4 млрд руб., а потенциал налогового поступления — в 15 млн руб. Это сравнимо с суммой налоговых отчислений в районный бюджет от НДФЛ, составляющей 53,66 % собственных бюджетных доходов района.
Система «Технокад» позволяет также осуществлять постоянный контроль в сфере налогового администрирования на уровне район — поселение.
Пороги перед налоговым потенциалом территорий
По оценке аналитиков научно-производственного центра «Парус», потери налоговых сборов в местные бюджеты происходят из‑за того, что:
-
56 % объектов недвижимости отсутствуют в базе данных ФНС России;
-
40 % земельных участков и капитальных строений не поставлены на кадастровый учет;
-
26 % объектов не числятся в ЕГРП.
Эксперт компании Александр Лопарев полагает, что муниципалитетам следует посредством современных управленческих технологий:
-
провести инвентаризацию собственной налогооблагаемой базы;
-
сформировать электронный реестр плательщиков местных налогов;
-
проводить автоматическую сверку сведений, получаемых из разных источников;
-
автоматизировать формирование реестров земельных участков и объектов капитального строительства, не вовлеченных в налогообложение;
-
осуществлять расчет и анализ налогового потенциала по местным налогам;
-
принимать меры по вовлечению в налогообложение земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся вне поля зрения налоговых органов.
В условиях тотальной бюджетной экономии это приобретает особое значение, поскольку вспоможение местным бюджетам из государственной казны и региональных бюджетов будет неуклонно сокращаться. Естественно, все это стоит денег. Однако, по расчетам специалистов, получаемая выгода в девять раз превысит понесенные расходы.