Регистрация лекарств со схожим названием, но разным составом и действием запрещается в России с 17 ноября. Именно с этого дня вступает в силу приказ Минздрава, согласно которому будет запрещено использовать схожие названия для медикаментов разного назначения.
Правило будет распространяться как на новые препараты, так и на имеющиеся на рынке медикаменты, которые нуждаются в повторной регистрации. Это решение объясняется тем, что на рынке давно поставлен на поток огромный массив схожих по названию медикаментов, в которых часто не могут разобраться как врачи, так и фармацевты, не говоря уже о потребителях. Главная цель приказа Минздрава — не допустить путаницы медикаментов из-за схожести названий. К примеру, сегодня в продаже имеются витамины для детей «Пиковит» и капли от насморка «Пиновит», капли для глаз от катаракты «Квинакс» и полоскание от заложенности в носу «Квикс», детское жаропонижающее «Ибуфен» и лекарство от приливов у женщин «Абьюфен» и так далее.
Вокруг наименований лекарств постоянно идут судебные тяжбы. Компания «ПИК-Фарма» судилась с компанией Zentiva. Одна продавала таблетки от гипертонии «Коронель», а вторая — лекарство от стенокардии «Коронал». Несколько лет выясняют отношения производители «АнтиГриппин» и «Антигриппин Максимум». Компания «Натур Продукт», разработавшая препарат от гриппа и простуды в 1995 г. и зарегистрировавшая его в 1996 г. в Минздраве России и Роспатенте как «АнтиГриппин», второй год подряд отстаивает в разных инстанциях исключительное право на данное обозначение. За счёт успешной рецептуры и значительных финансовых вложений в продвижение препарата он довольно быстро стал популярным. Вскоре на рынке появились лекарственные препараты с идентичными названиями «Антигриппин-Анви» и «Антигриппин-Максимум», с совершенно иным фармацевтическим составом. Регистратором наименований этих препаратов стала фирма «Антивирал», производителем — компания «Анвилаб», позже приобретённая фармкомпанией «Протек». Путаница в названиях для потребителей стала очевидной после активной рекламной компании «Антивирала» под слоганом «„Антигриппин“ с отметкой „Максимум“». Производитель «Натур Продукт», посчитав свои права нарушенными, обратился в суд с требованием обязать «Антивирал» и «Анвилаб» прекратить использование сходных с его товарным знаком препаратов «Антигриппин-Анви» и «Антигриппин-Максимум». По решению суда первой инстанции компании «Антивирал» и «Анвилаб» должны были приостановить производство и продажу этих препаратов. Однако ФАС, вопреки отстаиваемым этой службой принципам, ранее признала действия «Натур Продукта» нарушающими закон о конкуренции, а Федеральный арбитражный суд Московского округа подтвердил законность этого решения.
Западное законодательство чётко определяет права на товарный знак, и бренд относится к неприкасаемым характеристикам. Производитель может закрепить за собой определённое наименование, если оно прошло проверку временем. Наиболее жёстко регулируется фармпромышленность, особенно это касается препаратов, выпускаемых по рецепту. После того как в США несколько пациентов неправильно расслышали, а фармацевты неверно расшифровали названия прописанных лекарств, Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США инициировало замену торгового названия препарата Losec. Дело в том, что аналог омепразола, которым лечат пептическую язву желудка, оказался созвучен с LasixTM (фурасемид), предназначенным для терапии артериальной гипертензии. Это далеко не единственный пример совпадения, послуживший причиной создания специальной программы, призванной в будущем исключить путаницу.
В России часто принимаются противоположные решения. И на практике получается, что из-за несовершенства отечественного законодательства регуляторы не в состоянии защитить даже те бренды, исключительные права на которые они сами же зарегистрировали.
Возникающая в результате наделения препаратов похожими названиями путаница часто приводит к врачебным ошибкам. Всё это чревато нанесением тяжёлого вреда здоровью, вплоть до летального исхода. Единственным документом, регламентирующим выбор наименований лекарств, до сих пор являлись методические рекомендации, утверждённые в 2005 г. Минздравом России. С момента вступления в силу приказа от 17 ноября эти рекомендации станут обязательными к исполнению. Приказ будет применён к наименованиям медикаментов, проходящих государственную регистрацию в Минздраве после того, как этот документ вступит в силу, при первичной или вторичной (через пять лет) регистрации медикамента. Если при вторичной регистрации компания предоставит все необходимые документы, подтверждающие безопасность и эффективность лекарства, то она получит бессрочную регистрацию.
«Российская медицинская статистика не ведёт учёт таких ошибок, — говорит учёный секретарь ФГБУ „Научный центр экспертизы средств медицинского применения“ Минздрава, автор книги „Торговые наименования лекарственных препаратов“ Александр Яворский. — Но, например, в США из-за них погибает около 7000 пациентов в год. Новый приказ обеспечит выполнение рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Совета Европы по предупреждению медицинских ошибок, связанных с путаницей сходных по написанию торговых наименований лекарств, различных по составу и действию».
Директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов также отметил, что в России нередки случаи, когда из-за путаницы в названиях провизоры в аптеке отпускали больным людям один препарат вместо другого и это приводило к нарушению процесса лечения. Это связано с тем, что маркетологи создают торговое наименование лекарства, исходя из названия действующего вещества, болезни или способа приёма. И предпочтение отдаётся кратким, легко запоминающимся названиям. Когда компания создаёт новый бренд для лекарства, применяющегося, например, в кардиологии, то, как правило, анализирует наименования препаратов, которые входят в тот же мини-рынок. А в это время созвучное название может быть, например, у лекарства для терапии онкологии. «Нейминг очень важен не только с маркетинговой, но и с клинической точки зрения, ведь врач может перепутать медикаменты, — говорит Д. Мелик-Гусейнов. — Но Россия — самая богатая в мире страна по количеству обращающихся на рынке лекарств. Мы регистрируем всё, что нам предлагают, нет фильтра по отсеиванию препаратов, которые рынку не нужны. Это многообразие влечёт за собой возникновение созвучных названий, ведь алфавит ограничен. Приказ Минздрава и в этом случае поможет исключить клинические ошибки, связанные с путаницей названий».
«Рекламировать рецептурные лекарства нельзя, а безрецептурные и БАДы — можно, — считает руководитель отдела рейтинговых проектов ЦМИ „Фармэксперт“ Николай Беспалов. — Поэтому производители выпускают разные виды продукции со сходным до степени смешения названием и продвигают рецептурные препараты в СМИ. Приказ повлияет на оборот лекарств и биологически активных добавок и прикроет лазейку, которой пользуются недобросовестные фармацевтические компании, пресечёт практику, когда фармацевтические компании умышленно выводят на рынок аналоги известных препаратов с похожими названиями. За счёт путаницы они получают высокие продажи без затрат на продвижение».