Утвержденный Президиумом ВС РФ 19.10.2016 Обзор практики ВС РФ содержит несколько заслуживающих внимания выводов в сфере разрешения споров, возникающих из жилищных правоотношений. Дела затрагивают важные и, к сожалению, проблемные вопросы российской правоприменительной практики в области жилищных правоотношений.
Президиум ВС РФ обращает внимание нижестоящих судов на Определение ВС РФ от 12.04.2016 № 64-КГ16-1 и формулирует важное правило: независимо от ведомственной принадлежности жилого фонда споры, связанные с отказом гражданам в бесплатной приватизации занимаемых ими по договорам социального найма жилых помещений, разрешаются в судебном порядке. Рассмотренный спор довольно показателен с точки зрения его сути.
Как установлено судом, Л.Л. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, Минобороны России, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Как следует из ее заявления, мужу истца, Л.И., в 2010 году по договору социального найма для постоянного проживания в связи с увольнением с военной службы была предоставлена однокомнатная квартира, находящаяся на территории закрытого военного городка № 76 «Северный городок». В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.09.2009 № 1330-р этот городок исключен из перечня закрытых военных городков. Истец вселена в квартиру и зарегистрирована на данной жилой площади как член семьи нанимателя в 2014 году. В том же году она обратилась Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлениями о передаче спорного жилого помещения в ее собственность в порядке приватизации.
ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направило истцу ответ, в котором указало на то, что «до передачи жилого помещения в муниципальную собственность право заявителя на приобретение жилья в собственность может быть реализовано в порядке гражданского судопроизводства». Однако, обратившись в суд, истец столкнулась с противоположным мнением. Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 20.02.2015, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 07.05.2015, в удовлетворении иска отказано.
Мотивируя подобное решение, суды указали на то, что они не имеют права рассматривать вопрос о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, поскольку такой порядок, не предусмотренный законом, нарушал бы конституционный принцип разделения властей. Рассматривая данную коллизию, судьи ВС РФ отмечают, что выводы нижестоящих судов в этой части неверны. Часть 3 ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» прямо говорит о том, что «в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд». Вывод о том, что дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений), подведомственны судам, также содержится в п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 № 8. Несмотря на эти указания, суды двух инстанций сделали неверный вывод о том, что не имеют права рассматривать подобные споры.
Важно отметить, что споры по вопросу приватизации жилых помещений в военных городках широко распространены по всей России. Поначалу уволенные с военной службы граждане, а также члены их семей и другие лица, получившие по договору социального найма жилые помещения в закрытых военных городках, не имели права получить эти помещения в свою собственность. Прямой запрет приватизировать жилые помещения в домах закрытых военных городков содержится в ст. 4 Закона РФ № 1541-1. Перечень закрытых военных городков (далее – Перечень) был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р. Отдельные попытки граждан оспорить данное распоряжение в части отнесения определенных военных городков к закрытым не увенчались успехом, о чем свидетельствует практика, в том числе и ВС РФ (например, Решение от 14.01.2003 № ВКПИ02-114, Определение РФ от 27.07.2004 № КАС04-247).
Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2011 году: Правительство РФ начало вносить изменения в Перечень, исключая из него множество военных городков. Однако наниматели, которые в связи с подобными изменениями попытались приватизировать жилье, снова остались ни с чем. Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на подобные заявления отвечал, что это невозможно по причине того, что порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структур Минобороны, все еще не разработан. В связи с этим заявителям предлагалось добиваться передачи жилья в их собственность через суд. В суды общей юрисдикции на всей территории России начали поступать тысячи заявлений с требованием признать право собственности на занимаемую квартиру. Однако количество дел стало не единственной проблемой. Так, в разных регионах существуют разные подходы к вопросу выбора надлежащего ответчика по данным спорам. В одних регионах суды считают достаточным указание Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, где-то необходимо точно указывать территориальные управления имущественных отношений Минобороны и само министерство.
Таким образом, позиция Верховного Суда, в очередной раз высказанная в рассматриваемом Обзоре судебной практики, может помочь тысячам военных и членам их семей добиться приватизации занимаемых ими жилых помещений.
В Обзоре также содержится позиция ВС РФ, высказанная им в Определении от 22.03.2016 № 5-КГ16-20. Дело касается еще одного неоднозначного вопроса, который становится предметом жилищных споров, – права пользования жилым помещением в связи с исполнением обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей. Судом установлено, что истцы требуют признать ответчицу не приобретшей право пользования жилым помещением и выселить ее из квартиры. Ответчица Т.Н. была вселена в квартиру как супруга Т.А.А., тот в свою очередь зарегистрировал в квартире общих с Т.Н. детей – 2006 и 2009 года рождения. Однако Т.А.А. умер в 2011 году, а Т.Н. вселилась в квартиру вместе с несовершеннолетними детьми. Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требования истцов. ВС РФ в свою очередь указал на то, что нарушаются права ребенка. В обоснование своей позиции судьи привели нормы Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации и Семейного кодекса. Являясь бывшей супругой нанимателя, Т.Н. имеет право пользоваться жилым помещением для исполнения родительских обязанностей.