Можно ли проводить проверку на основании анонимного обращения гражданина в компетентные органы? Служит ли анонимное обращение основанием для проведения внеплановой проверки?
А. Каменева, г. Архангельск
Ответ. Часть 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определяет, что предметом внеплановой проверки являются, в частности, соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, одним из которых названо поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.
Однако, если обращения и заявления не позволяют установить лицо, которое обратилось в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, и не содержат сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, такие обращения и заявления не могут служить основаниями для проведения внеплановой проверки (п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Отметим, что требования к письменному обращению установлены ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в соответствии с которой гражданин в своем письменном обращении, обращении в электронной форме в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес (адрес электронной почты), по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (ч. 1 и 3 ст. 7 Закона № 59-ФЗ).
Например, арбитражный суд признал незаконными действия контролирующего органа по проведению внеплановых проверок хозяйствующих субъектов по той причине, что электронные сообщения, послужившие основанием для проведения внеплановых проверок, не содержали полных и достоверных сведений об отправителях данных сообщений, которые необходимы для их идентификации (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2014 по делу № А40-161484/2012). Схожий вывод содержится в Решении Долинского городского суда Сахалинской области от 13.01.2016 по делу № 12-3/2016.
Из приведенных норм следует, что анонимное обращение гражданина в компетентные органы о фактах, перечисленных в подп. «а» – «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, не является основанием для проведения внеплановых проверок и рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, которым оно адресовано, не подлежит.
Исключение из этого правила установлено для анонимных обращений, в которых содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. В подобном случае такое обращение направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией (ч. 1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Это согласуется с диспозицией ч. 3 ст. 1 Закона № 294, перечисляющей направления и мероприятия, в отношении которых положения данного закона не применяются. В их числе, в частности, поименованы оперативно-разыскные мероприятия, производство дознания, проведение предварительного следствия (п. 2 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ); осуществление прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведение административного расследования (п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ); производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ (п. 4 ч. 3 ст. 1 Закона № 294-ФЗ) и др. Поэтому если обращение содержит сведения о фактах нарушения хозяйствующим субъектом или его работниками действующего законодательства, то такие обращения при определенных условиях могут являться основаниями для проведения проверки даже в том случае, если они не позволяют идентифицировать лицо, сообщившее данную информацию (Постановление Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05.06.2015 по делу № 5-208/2015, решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2015 по делу № А43-18294/2015, Урмарского районного суда Чувашской Республики – Чувашии от 12.12.2013 по делу № 2-534/2013).