В нашу больницу периодически поступают на экстренное и плановое лечение иностранные граждане (временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие). Медицинская помощь иностранным гражданам оказывается в стационарных условиях. Обязаны ли мы в таких случаях уведомлять миграционную службу? Если да, то каким образом, в какие сроки и какая предусмотрена ответственность за неуведомление миграционной службы? Как быть в случае, когда иностранный гражданин поступает экстренно и при нем отсутствуют документы?
М. Федоренков, г. Ростов-на-Дону
Ответ. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Нахождение иностранного гражданина в стационаре медицинской организации, по сути, представляет собой его временное фактическое нахождение в месте, не являющемся местом жительства, и в соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 2, ст. 21 Закона № 109-ФЗ является основанием для учета иностранного гражданина по месту пребывания. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со ст. 22 Закона № 109-ФЗ. Более подробно порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет изложен в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (далее – Правила). При этом по общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона. Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в ч. 3, 3.1 и ч. 4 ст. 22 Закона № 109-ФЗ.
Медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь иностранным гражданам в стационарных условиях, является принимающей стороной.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ, п. 44 Правил администрация медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания (а в случае прибытия в место пребывания в нерабочий день – в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (ч. 3.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ, п. 46.1 Правил). За неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета предусмотрена административная ответственность (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ). В связи с этим обратите внимание на судебную практику: решения Нижегородского областного суда от 15.09.2014 по делу № 7-761/14, Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 09.10.2014 по делу № 12-597/2014, Игарского городского суда Красноярского края от 14.03.2016 по делу № 12-6/2016, Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2013 по делу № А64-2623/2013, Хабаровского краевого суда от 11.12.2014 по делу № 21-715/2014, Постановление Ямальского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.07.2015 по делу № 12-33/2015.
Форма соответствующего уведомления утверждена Приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 № 287. Сведения, которые должны быть указаны в уведомлении, установлены в п. 23, 24 Правил. Согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина принимающая сторона должна выразить подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись должна быть скреплена печатью указанной организации (п. 25 Правил).
Для заполнения бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин в силу п. 26 Правил должен предъявить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и миграционную карту. В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно необходимо предъявить отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона № 109-ФЗ при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть в установленном порядке представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином. Отсутствие у иностранного гражданина соответствующих документов фактически делает невозможным исполнение принимающей стороной своей обязанности по направлению уведомления в орган миграционного учета. При рассмотрении аналогичных споров судами оцениваются доказательства невозможности исполнения принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета (Постановление ФАС СЗО от 28.12.2012 № Ф07-7941/12 по делу № А56-29056/2012, решения Волгоградского областного суда от 26.04.2016 по делу № 07-581/2016, Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 24.04.2014 по делу № 2-605/2014).
Полагаем, что в такой ситуации администрации медицинской организации следует письменно зафиксировать факт отсутствия документов, необходимых для исполнения своих обязанностей в рамках миграционного учета, а обязанность по направлению уведомления в этом случае возлагается непосредственно на иностранного гражданина. Однако обращаем ваше внимание на то, что каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось. Изложенная выше позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией органов государственной власти, в том числе судов, при рассмотрении конкретных дел.