В ближайшие годы Россию ожидает смена экономической модели и прирост не выше 2%, подчеркнула глава Центробанка Эльвира Набиуллина на совместном заседании трех профильных комитетов Госдумы. В этих условиях ЦБ не будет торопиться понижать ключевую ставку, стараясь обуздать инфляцию. Депутаты считают, что высокие процентные ставки будут мешать трансформации сбережений в инвестиции и тормозить экономический рост.
Экономическая модель, основанная на экспорте сырья и стимулировании потребления, по словам г-жи Набиуллиной, сказанным на заседании сразу трех комитетов Госдумы (по финансовому рынку, по бюджету и налогам и по экономической политике), исчерпала себя. Это проявилось не только в экономическом спаде в кризисный период, но и в постепенном затухании темпов роста в предшествующие годы.
В предстоящие три года внешние и внутренние условия для российской экономики останутся непростыми. «Мы не ждем существенной перестройки экономики и увеличения ее потенциала в течение этого периода, — отметила глава ЦБ. — Дело в том, что увеличение потенциала роста экономики может быть только за счет структурных мер, а эффект от структурных мер растянут во времени и накапливается годами, он не проявляется сразу. И мы это понимаем, мы должны это закладывать в своих прогнозах».
В базовом сценарии прогноза Центробанка на 2017—2019 гг. предполагается, что цена на нефть останется на уровне 40 долл. за баррель в течение трех лет (как и в прогнозе Минэкономразвития). Темпы роста экономики будут постепенно повышаться, причем эксперты ЦБ надеются, что это будет сбалансированный рост. Плавно будут восстанавливаться как потребительский, так и инвестиционный спрос, постепенно улучшатся настроения населения и производителей.
Однако в целом темпы прироста ВВП останутся невысокими: менее 1% в следующем году и 1,5—2% в 2018 и 2019 гг. Если будут приняты дополнительные структурные меры, то в ближайшие три года возможны чуть большие темпы роста. Но это будет зависеть от качества принимаемых мер экономической политики.
Аналитики ЦБ также разработали альтернативные макроэкономические сценарии: рисковый вариант, предусматривающий падение цен на нефть до 25 долл. за баррель в 2017 г., и оптимистический прогноз, рассчитанный в надежде на постепенное повышение цен на нефть до 55 долл. баррель.
В случае рискового сценария (ЦБ, кстати, считает его маловероятным) снижение ВВП может продолжиться и в 2017 г., и в 2018-м. В оптимистичном варианте восстановление экономики начнется быстрее. «Но в дальнейшем, даже при росте цен на нефть до 55 долл. баррель, мы просто быстрее придем к потенциальному темпу роста в 2%, — предупредила г-жа Набиуллина. — Без структурных мер темпы роста не будут выше, просто мы быстрее достигнем того потолка, который, по нашим расчетам, существует».
Денежно-кредитная политика будет умеренно жесткой
Важнейшей целью денежно-кредитной политики, основные направления которой глава Центробанка представила депутатам, является обеспечение ценовой и в целом макроэкономической стабильности, снижение инфляции до 4% и поддержание ее вблизи этого уровня.
«Сейчас инфляция уже 6,1% в годовом выражении, снижение ее до 4% к концу следующего года и закрепление на этом уровне действительно возможны, — уверена Э. Набиуллина. — Только после этого, только когда люди на опыте убедятся, что цены могут расти медленно, можно будет рассчитывать и на устойчивое снижение инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Сейчас эти ожидания высоки, хотя они и снижаются вслед за фактической инфляцией, но пока еще рано говорить о том, что они снизились до уровня, который соответствует нашей цели по инфляции в 4%. Мы говорим, что для того, чтобы достичь снижения инфляции, денежно-кредитная политика должна оставаться умеренно жесткой».
Снижение ключевой ставки будет проходить плавно и постепенно, только когда ее уменьшение оправдано устойчивыми тенденциями в экономике, а не временными факторами, какими бы позитивными они ни были. При этом стабильность и предсказуемость финансовых условий не менее важны, чем сам уровень ставок.
«Идеи о слишком быстром снижении ставок, о накачивании отобранных, избранных проектов, на наш взгляд, очень опасны, — считает г-жа Набиуллина. — Это может привести к ускорению инфляции, обесценению доходов и сбережений людей, к дальнейшему росту долговой нагрузки предприятий, что несет в себе риски для экономической стабильности и может привести даже к финансовым пузырям и их схлопыванию и т.д.».
Более того, такая политика, по оценке специалистов ЦБ, не поможет перейти к новой модели роста, а наоборот, законсервирует уже обнаружившую свою неэффективность текущую модель экономики. В результате подобных действий возможен кратковременный всплеск экономических показателей, но он никак не будет связан с повышением конкурентоспособности и увеличением эффективности отечественной экономики. А затем неизбежно наступит спад, и экономика окажется у «разбитого корыта».
Парламентарии опасаются высоких процентных ставок
Несколько по-иному видят денежно-кредитную политику парламентарии, которые опасаются торможения экономического роста из-за излишне высоких процентных ставок. «Центральный Банк однозначно фиксирует цель — таргетирование инфляции, — отметил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, — однако комитеты считают, что реализация описанных в Основных направлениях мер денежно-кредитной политики является необходимым, но недостаточным условием роста экономики страны. Основной проблемой видится недостаточно эффективная трансформация сбережений в инвестиции, в том числе по причине высоких процентных ставок, низкого спроса на кредитные средства, недостаточно длинных сроков кредитования, высоких рисков кредитования в условиях неопределенности перспектив экономики». Г-н Аксаков полагает, что «Банк России мог бы более решительно снижать ключевую ставку».
Позицию депутатов поддерживает председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова: «Самое главное, чтобы удержание инфляции не стало тормозом к экономическому росту».
В сегодняшних условиях, по словам г-жи Голиковой, большое значение приобретает обеспечение согласованного проведения правительством и Центральным банком и денежно-кредитной, и бюджетной, и тарифной политики. Нужно также в ближайшее время определиться с изменениями в пенсионной системе, в сфере здравоохранения с тем, чтобы можно было сформировать расходы всей бюджетной системы на обозримую перспективу.