Если организация — налоговый агент пропустила срок перечисления в бюджет суммы удержанного налога, она может избежать штрафа, предусмотренного ст. 123 НК РФ. Санкций не будет в том случае, когда налоговый агент до подачи в налоговый орган налоговой отчетности уплатит налог и соответствующую сумму пеней. К такому выводу пришли арбитры в постановлении АС Московского округа от 07.10.2016 № А40-14266/2016.
Суть дела
Российская компания 2 апреля 2013 г. выплатила иностранной организации доход от использования объектов интеллектуальной собственности. Являясь по этой операции налоговым агентом по налогу на прибыль, компания перечислила в бюджет налог на прибыль, но не сразу, как того требует Налоговый кодекс, а лишь 5 декабря 2013 г. Напомним, что согласно п. 2 ст. 287 НК РФ налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.
Понимая, что налог на прибыль был перечислен с опозданием, фирма в день перечисления налога уплатила и пени за просрочку платежа. Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов за II квартал 2013 г. был представлен ею в июне 2014 г. Налоговые органы провели камеральную проверку этого расчета и по ее результатам вынесли решение о привлечении компании к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неправомерное неудержание и (или) неперечисление в установленный срок сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом.
Компания с таким вердиктом не согласилась и обратилась в суд.
Позиция суда
Три судебные инстанции признали решение налоговой инспекции недействительным. Причем логика рассуждений арбитров была построена на положениях Налогового кодекса, касающихся не налоговых агентов, а налогоплательщиков.
Если налогоплательщик обнаружил в поданной им в налоговую инспекцию декларации факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, он обязан внести в отчетность необходимые изменения и представить уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ). При этом если уточненка сдана после окончания срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности только при выполнении следующих условий. Уточненка должна быть представлена до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что ошибки обнаружили налоговики либо о назначении выездной налоговой проверки. Кроме того, налогоплательщик до подачи уточненки должен уплатить недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Таким образом, нормами Налогового кодекса налогоплательщику предоставлена возможность при обнаружении неточности сведений в налоговой отчетности представить уточнения.
Отметим, что налоговый агент также имеет право на сдачу уточненной отчетности (п. 6 ст. 81 НК РФ). При этом освобождение налогового агента от ответственности применяется в том же порядке, что и для налогоплательщиков, то есть по правилам п. 4 ст. 81 НК РФ. А как быть в ситуации, когда отчетность не содержит ошибок (просто налог перечислен налоговым агентом не вовремя)?
Арбитры указали, что, если несвоевременное перечисление суммы налога не связано с ошибками в расчетах, налоговый агент по объективным причинам не может представить уточненную декларацию для соблюдения всех формальностей, предусмотренных подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ. В рассматриваемом споре организация до даты сдачи налогового отчета и начала проведения камеральной проверки, не исказив налоговую отчетность, полностью уплатила налог на прибыль и пени. Следовательно, компанией не был причинен непосредственный ущерб бюджету.
То обстоятельство, что общество не исказило налоговую отчетность и до представления первичного расчета уплатило налог в полном размере, а также пени, свидетельствует о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений, что влечет освобождение его от налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.
Арбитры на стороне компаний, а чиновники нет
Правовая позиция Президиума ВАС РФ по вопросу применения положений ст. 123 НК РФ изложена в постановлении от 18.03.2014 № 18290/13. Вот в чем она заключается.
Вывод контролирующих органов о невозможности применения положений п. 4 ст. 81 НК РФ и освобождения налоговых агентов от ответственности по ст. 123 НК РФ в ситуации, когда они до сдачи отчетности уплатили налог и пени, не отвечает принципу справедливости. Это связано с тем, что такая позиция приводит к тому, что налоговые агенты, допустившие искажение сведений, что привело к неполной уплате налога, ставятся в более выгодное положение по сравнению с налоговыми агентами, представившими достоверную информацию, но нарушившими срок перечисления налога.
Высшие арбитры отметили, что на недопустимость подобного толкования неоднократно указывал Конституционный суд РФ, который говорил, что «конституционному принципу равенства противоречит любая дискриминация, то есть такие различия в правах и свободах, которые в сходных обстоятельствах ставят одну категорию лиц в менее благоприятные (или, наоборот, более благоприятные) условия по сравнению с другими категориями».
По мнению высших арбитров, законодатель, вводя ответственность налоговых агентов за нарушение сроков перечисления удержанного налога в бюджет, тем не менее не исключил возможность для налоговых агентов наряду с налогоплательщиками, основываясь на нормах ст. 81 НК РФ, корректировать налоговую базу и устранять допущенное нарушение без финансовых последствий со стороны налоговых органов.
Отметим, что и до появления постановления Президиума ВАС РФ суды приходили к аналогичным выводам (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2013 № А27-17110/2012).
А вот Минфин России считает, что налоговому агенту не уйти от ответственности. Так, в письме от 16.02.2015 № 03‑02‑07/1/6889 финансисты указали, что Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм налога в случае представления им в налоговый орган достоверной отчетности и перечисления налога в полном размере до ее сдачи в налоговый орган и проведения налоговой проверки.