Можно ли в бюджетном образовательном учреждении культуры на экономиста возложить должностные обязанности контрактного управляющего (в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)?
Д. Ларин, г. Нижний Новгород
Ответ. Бюджетное образовательное учреждение культуры вправе возложить на экономиста обязанности контрактного управляющего при условии прохождения экономистом необходимого обучения в сфере закупок и документального оформления факта совмещения должностей. Объясним, как это сделать.
Требование к контрактной службе заказчика установлено ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В частности, заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий).
При этом Минэкономразвития России в Письме от 23.09.2013 № Д28и-1070 указывает, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Согласно ч. 5 ст. 39 указанного Закона заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. По мнению Минэкономразвития России, действие ст. 9 и ч. 23 ст. 112 данного Закона распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок, в части прохождения ими профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
Необходимо учитывать, что согласно требованиям ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактным управляющим может быть только должностное лицо заказчика. При этом требования к образованию контрактного управляющего аналогичны требованиям к образованию сотрудников контрактной службы.
В том случае, когда обязанности по должности контрактного управляющего возлагаются на работника, для которого основной работой является выполнение обязанностей по иной должности, имеет место совмещение должностей.
На основании ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
На практике используются два способа оформления факта совмещения должностей.
-
Оформляется отдельное письменное соглашение, не являющееся неотъемлемой частью трудового договора. Доводы в пользу данной позиции заключаются в следующем. Определенные сторонами условия трудового договора не изменяются, поскольку работнику поручается дополнительная работа, выполнение которой не предусмотрено трудовым договором, что следует из системного толкования норм ст. ст. 60, 60.2 ТК РФ. Таким образом, фактического изменения трудового договора по основному месту работы не происходит, поскольку выполнение и оплата дополнительной работы не влияют на выполнение и оплату основной работы.
-
Оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору. Основания для такого мнения такие. Указание трудовой функции (трудовых обязанностей, выполняемых по должности, профессии) работника отнесено к обязательным условиям трудового договора (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно только по соглашению сторон, оформленному в письменном виде (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ). Поскольку при поручении работнику дополнительной работы происходит изменение определенных сторонами условий (расширение круга должностных обязанностей работника или увеличение объема его работы), необходимо заключать дополнительное соглашение к трудовому договору.
Работодатель вправе придерживаться любого из рассмотренных способов. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.