Азиатскому бизнесу интересен потенциал наших муниципалитетов

| статьи | печать

Санкции Запада против РФ, давление на Японию из-за океана не помеха для деловых кругов Страны восходящего солнца, стремящихся сотрудничать с российским бизнесом.

Это японская специфика — если принято решение, то оно не меняется, даже несмотря на спад прибыли, утверждает руководитель московского представительства Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами ROTOBO Такафуми Накаи.

От взаимной торговли — к инвестициям

По мнению японского эксперта, российско-японские деловые отношения подошли к переходу от этапа товарооборота к этапу инвестиций. До сих пор схема поставок японской продукции на российский рынок была простой. На заводах в России собирали, например, автомобили и экскаваторы для внутреннего рынка. Теперь пришла пора осваивать другие рынки. К примеру, перерабатывать сырье в России, а готовую продукцию экспортировать в Японию и другие страны. Приоритетными в этом плане отраслями Т. Накаи назвал деревообработку, нефтегазохимию, переработку морепродуктов и пищевую промышленность. Можно еще экспортировать в Россию из Японии полуфабрикаты, затем уже готовую продукцию поставлять обратно и в третьи страны. Например, в сфере ИT, лекарственных препаратов и химической промышленности.

О желании бизнеса и власти Японии к расширению и углублению экономического взаимодействия с РФ свидетельствует и учреждение впервые в практике государственного управления Японии поста министра по делам экономического сотрудничества с Россией. Его занял 1 сентября министр торговли, экономики и промышленности Японии Хиросигэ Сэко, сохранив за собой и прежний портфель. В начале ноября он совершил рабочий визит в Москву и в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что в России созданы прекрасные условия для привлечения иностранных инвестиций.

«Японские бизнесмены должны понять, что ведение бизнеса в России принесет большие прибыли. И нам нужно думать, как из этого сделать реальность, — сказал Х. Сэко. — У России много специалистов, а мы знаем, как благоустроить ее территорию».

Японский министр провел переговоры и консультации в Министерстве экономического развития РФ, в результате которых были отобраны три десятка проектов, над которыми стороны будут работать, чтобы часть из них утвердить на высшем уровне во время визита Владимира Путина в Японию. По мнению Х. Сэко, это прорыв в двусторонних отношениях, поскольку визит Президента России откладывался с 2014 г.

Напомним, что, после того как Синдзо Абэ во второй раз возглавил японское правительство, лидеры двух стран встречались друг с другом 11 раз. Последняя встреча прошла 20 ноября в столице Перу Лиме, на полях саммита АТЭС. Во время первого срока правления С. Абэ в 2006—2007 гг. у них было три встречи: в Ханое (Вьетнам) — на форуме АТЭС, в Хайлигендамме (ФРГ) — на саммите G8, в Сиднее (Австралия) — на саммите АТЭС.

Городская инфраструктура и высокие технологии

В мае на встрече с российским президентом в Сочи японский премьер предложил план экономического сотрудничества из восьми пунктов. Он, в частности, предусматривает:

  • строительство заводов по переработке сжиженного газа на Дальнем Востоке, а также медицинских учреждений и других объектов городской инфраструктуры не только на Дальнем Востоке;

  • строительство морских и речных портов и аэропортов и планирование городской среды;

  • обмен высокими технологиями, развитие автопрома и малых и средних индустриальных предприятий;

  • участие японских компаний в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2»;

  • гуманитарный обмен.

Для реализации плана японские специалисты намерены провести мониторинг российских предприятий, затем выбрать не менее десяти заводов и фабрик для отработки модели повышения производительности труда. Планируется также ряд семинаров в Японии для специалистов и руководителей российских предприятий.

Не упустить свой шанс — задача муниципалитетов

В сфере градостроительства для реализации совместного пилотного проекта по обустройству городской инфраструктуры выбран Воронеж. Впоследствии бизнес Страны восходящего солнца готов транслировать «умные городские технологии» в другие муниципии, что предусматривает оптимизацию и модернизацию населенных пунктов вдоль железных дорог, ликвидацию автомобильных пробок в городах, избавление их от мусорных урн на улицах.

В прошлом году японская компания Komaihaltec построила в районном центре Усть-Камчатске ветряную электрическую станцию (ВЭС) и систему интеллектуальных электросетей. Теперь компания совместно с Mitsui и РАО «ЭС Востока» планирует поставить ВЭС в других муниципальных образованиях Камчатского края и Республики Саха (Якутия), удаленных от крупных источников электроснабжения.

Еще одно направление — развитие малого и среднего бизнеса. В ROTOBO с сожалением отмечают слабое продвижение на российский рынок малых и средних предприятий из Японии. Причину они видят в резких взлетах и падениях рынка. «Кажется, все идет гладко, но наступает кризис, — говорит Т. Накаи. — И такая ситуация повторяется часто». По его словам, продвижению японского бизнеса в Россию должны способствовать:

  • улучшение инвестиционного климата территорий;

  • стабилизация экономики;

  • улучшение двусторонних политических отношений.

Эксперт отметил усилия российских властей и бизнеса относительно первого фактора, благодаря чему ситуация с каждым годом улучшается в лучшую сторону. Стабилизировать экономику может ее диверсификация, что уменьшит амплитуду скачков и сделает экономику предсказуемой для инвесторов.

В настоящее время японский бизнес работает в 25 субъектах РФ.

Это только один встречный поток восточного разворота экономики России. Об общих азиатских ориентирах для бизнеса и власти мы писали не раз, в частности, весной прошлого года сообщали о «прорывном мае» («ЭЖ», 2015, № 22). Год спустя мы назвали аналогичные ориентиры для муниципальных образований («ЭЖ», 2016, № 19). Даже этого достаточно, чтобы увидеть встречное движение бизнеса из Японии и Южной Кореи, из Китая и Индии и далее по списку. С Вьетнамом, к примеру, страны ЕАЭС создали уже зону свободной торговли.

География локализации японского производства в России

Регион

Японские компании

Санкт-Петербург и Ленинградская область

ASAHI Breweries, Calsonic Kansei, JTI, Hitachi, Mitsui Co.Ltd, NEC, NISSAN Motor, SEKISUI Chemical, TOYOTA Boshoki, TOYOTA Motor, TOSHIBA, Unipres

Москва и Московская область

Arkray, ASAHI Glass, IHI, Fujikura, Furukama Electric, Kirin Brewery, NSG, Nissin Food Products, SMC

Самарская область

Atsumitec, GMB, HI-LEX, NISSAN Motor, Sanoh Industrial

Ульяновская область

Bridgestone, DMG Moki Seiki, ISUZU, KOITO Manufacuring, Takata

Нижегородская область

ASAHI Class, DAIDO Metal, KURARAY, YAZAKI, T.RAD

Свердловская область

Mishima Kosan, Mitsui CO.LTD, NIPRO, Sumitomo Electric Industries

Республика Бурятия

Yubetsu Shoji, Mitsui CO.LTD

Приморский край

Mazda, Sumitomo Corporation

Иркутская область

Mitsui CO.LTD, Tajima Mokuzai

Липецкая область

JTI, Yokohama Rubber

Сахалинская область

Sakhalin-1 (SODECO), Sakhalin-2 (Mitsui and Mitsubishi)

Тверская область

Hitachi Construction Machinery, Tokai Rubber Jndustries

Ярославская область

KOMATSU, Takeda Pharmaceutical

Республика Марий Эл

Mitsuba

Республика Саха (Якутия)

Sakha Diamond

Республика Татарстан

Mitsubishi Fuso

Удмуртская Республика

Kinugawa Rumber

Чувашская Республика

Fujikura

Хабаровский край

JGC

Воронежская область

Furukama Electric

Ивановская область

KOMATSU

Калужская область

Mitsubishi Motors

Рязанская область

Tatsuno

Тульская область

Unicharm

ИСТОЧНИК: ROTOBO

Динамика деловой активности японских компаний в России в 2001—2016 гг.

Годы

Численность
действующих
предприятий

2001

60

2003

65

2004

79

2005

95

2006

130

2007

152

2008

170

2009

179

2010

188

2011

193

2012

190

2013

189

2014

188

2015

193

2016

197

ИСТОЧНИК: ROTOBO