Санкции Запада против РФ, давление на Японию из-за океана не помеха для деловых кругов Страны восходящего солнца, стремящихся сотрудничать с российским бизнесом.
Это японская специфика — если принято решение, то оно не меняется, даже несмотря на спад прибыли, утверждает руководитель московского представительства Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами ROTOBO Такафуми Накаи.
От взаимной торговли — к инвестициям
По мнению японского эксперта, российско-японские деловые отношения подошли к переходу от этапа товарооборота к этапу инвестиций. До сих пор схема поставок японской продукции на российский рынок была простой. На заводах в России собирали, например, автомобили и экскаваторы для внутреннего рынка. Теперь пришла пора осваивать другие рынки. К примеру, перерабатывать сырье в России, а готовую продукцию экспортировать в Японию и другие страны. Приоритетными в этом плане отраслями Т. Накаи назвал деревообработку, нефтегазохимию, переработку морепродуктов и пищевую промышленность. Можно еще экспортировать в Россию из Японии полуфабрикаты, затем уже готовую продукцию поставлять обратно и в третьи страны. Например, в сфере ИT, лекарственных препаратов и химической промышленности.
О желании бизнеса и власти Японии к расширению и углублению экономического взаимодействия с РФ свидетельствует и учреждение впервые в практике государственного управления Японии поста министра по делам экономического сотрудничества с Россией. Его занял 1 сентября министр торговли, экономики и промышленности Японии Хиросигэ Сэко, сохранив за собой и прежний портфель. В начале ноября он совершил рабочий визит в Москву и в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что в России созданы прекрасные условия для привлечения иностранных инвестиций.
«Японские бизнесмены должны понять, что ведение бизнеса в России принесет большие прибыли. И нам нужно думать, как из этого сделать реальность, — сказал Х. Сэко. — У России много специалистов, а мы знаем, как благоустроить ее территорию».
Японский министр провел переговоры и консультации в Министерстве экономического развития РФ, в результате которых были отобраны три десятка проектов, над которыми стороны будут работать, чтобы часть из них утвердить на высшем уровне во время визита Владимира Путина в Японию. По мнению Х. Сэко, это прорыв в двусторонних отношениях, поскольку визит Президента России откладывался с 2014 г.
Напомним, что, после того как Синдзо Абэ во второй раз возглавил японское правительство, лидеры двух стран встречались друг с другом 11 раз. Последняя встреча прошла 20 ноября в столице Перу Лиме, на полях саммита АТЭС. Во время первого срока правления С. Абэ в 2006—2007 гг. у них было три встречи: в Ханое (Вьетнам) — на форуме АТЭС, в Хайлигендамме (ФРГ) — на саммите G8, в Сиднее (Австралия) — на саммите АТЭС.
Городская инфраструктура и высокие технологии
В мае на встрече с российским президентом в Сочи японский премьер предложил план экономического сотрудничества из восьми пунктов. Он, в частности, предусматривает:
-
строительство заводов по переработке сжиженного газа на Дальнем Востоке, а также медицинских учреждений и других объектов городской инфраструктуры не только на Дальнем Востоке;
-
строительство морских и речных портов и аэропортов и планирование городской среды;
-
обмен высокими технологиями, развитие автопрома и малых и средних индустриальных предприятий;
-
участие японских компаний в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2»;
-
гуманитарный обмен.
Для реализации плана японские специалисты намерены провести мониторинг российских предприятий, затем выбрать не менее десяти заводов и фабрик для отработки модели повышения производительности труда. Планируется также ряд семинаров в Японии для специалистов и руководителей российских предприятий.
Не упустить свой шанс — задача муниципалитетов
В сфере градостроительства для реализации совместного пилотного проекта по обустройству городской инфраструктуры выбран Воронеж. Впоследствии бизнес Страны восходящего солнца готов транслировать «умные городские технологии» в другие муниципии, что предусматривает оптимизацию и модернизацию населенных пунктов вдоль железных дорог, ликвидацию автомобильных пробок в городах, избавление их от мусорных урн на улицах.
В прошлом году японская компания Komaihaltec построила в районном центре Усть-Камчатске ветряную электрическую станцию (ВЭС) и систему интеллектуальных электросетей. Теперь компания совместно с Mitsui и РАО «ЭС Востока» планирует поставить ВЭС в других муниципальных образованиях Камчатского края и Республики Саха (Якутия), удаленных от крупных источников электроснабжения.
Еще одно направление — развитие малого и среднего бизнеса. В ROTOBO с сожалением отмечают слабое продвижение на российский рынок малых и средних предприятий из Японии. Причину они видят в резких взлетах и падениях рынка. «Кажется, все идет гладко, но наступает кризис, — говорит Т. Накаи. — И такая ситуация повторяется часто». По его словам, продвижению японского бизнеса в Россию должны способствовать:
-
улучшение инвестиционного климата территорий;
-
стабилизация экономики;
-
улучшение двусторонних политических отношений.
Эксперт отметил усилия российских властей и бизнеса относительно первого фактора, благодаря чему ситуация с каждым годом улучшается в лучшую сторону. Стабилизировать экономику может ее диверсификация, что уменьшит амплитуду скачков и сделает экономику предсказуемой для инвесторов.
В настоящее время японский бизнес работает в 25 субъектах РФ.
Это только один встречный поток восточного разворота экономики России. Об общих азиатских ориентирах для бизнеса и власти мы писали не раз, в частности, весной прошлого года сообщали о «прорывном мае» («ЭЖ», 2015, № 22). Год спустя мы назвали аналогичные ориентиры для муниципальных образований («ЭЖ», 2016, № 19). Даже этого достаточно, чтобы увидеть встречное движение бизнеса из Японии и Южной Кореи, из Китая и Индии и далее по списку. С Вьетнамом, к примеру, страны ЕАЭС создали уже зону свободной торговли.
География локализации японского производства в России
Регион |
Японские компании |
---|---|
Санкт-Петербург и Ленинградская область |
ASAHI Breweries, Calsonic Kansei, JTI, Hitachi, Mitsui Co.Ltd, NEC, NISSAN Motor, SEKISUI Chemical, TOYOTA Boshoki, TOYOTA Motor, TOSHIBA, Unipres |
Москва и Московская область |
Arkray, ASAHI Glass, IHI, Fujikura, Furukama Electric, Kirin Brewery, NSG, Nissin Food Products, SMC |
Самарская область |
Atsumitec, GMB, HI-LEX, NISSAN Motor, Sanoh Industrial |
Ульяновская область |
Bridgestone, DMG Moki Seiki, ISUZU, KOITO Manufacuring, Takata |
Нижегородская область |
ASAHI Class, DAIDO Metal, KURARAY, YAZAKI, T.RAD |
Свердловская область |
Mishima Kosan, Mitsui CO.LTD, NIPRO, Sumitomo Electric Industries |
Республика Бурятия |
Yubetsu Shoji, Mitsui CO.LTD |
Приморский край |
Mazda, Sumitomo Corporation |
Иркутская область |
Mitsui CO.LTD, Tajima Mokuzai |
Липецкая область |
JTI, Yokohama Rubber |
Сахалинская область |
Sakhalin-1 (SODECO), Sakhalin-2 (Mitsui and Mitsubishi) |
Тверская область |
Hitachi Construction Machinery, Tokai Rubber Jndustries |
Ярославская область |
KOMATSU, Takeda Pharmaceutical |
Республика Марий Эл |
Mitsuba |
Республика Саха (Якутия) |
Sakha Diamond |
Республика Татарстан |
Mitsubishi Fuso |
Удмуртская Республика |
Kinugawa Rumber |
Чувашская Республика |
Fujikura |
Хабаровский край |
JGC |
Воронежская область |
Furukama Electric |
Ивановская область |
KOMATSU |
Калужская область |
Mitsubishi Motors |
Рязанская область |
Tatsuno |
Тульская область |
Unicharm |
ИСТОЧНИК: ROTOBO |
Динамика деловой активности японских компаний в России в 2001—2016 гг.
Годы |
Численность |
---|---|
2001 |
60 |
2003 |
65 |
2004 |
79 |
2005 |
95 |
2006 |
130 |
2007 |
152 |
2008 |
170 |
2009 |
179 |
2010 |
188 |
2011 |
193 |
2012 |
190 |
2013 |
189 |
2014 |
188 |
2015 |
193 |
2016 |
197 |
ИСТОЧНИК: ROTOBO |