Постановление Пленума ВС РФ, посвященное особенностям уголовного преследования за совершение преступлений в сфере предпринимательской деятельности, призвано спасти бизнесменов от чрезмерно жестоких и необоснованных мер воздействия, в частности, с целью захвата бизнеса, передела собственности и т.д. Судьи обратили особое внимание на то, что при рассмотрении таких дел необходимо тщательно проверять соблюдение гарантий прав подозреваемых и обвиняемых, в частности, запрета на применение к подозреваемым по «предпринимательским» преступлениям меры пресечения в виде заключения под стражу.
Пленум Верховного суда РФ утвердил важное, а по мнению некоторых экспертов, даже переломное постановление, содержащее разъяснения для судов по вопросам применения законодательства об особенностях привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (постановление от 15.11.2016 № 48, далее — Постановление № 48). Главная цель представленных разъяснений заключается в том, чтобы исключить использование уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимателей и решения споров в сфере бизнеса, оградить предпринимателей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности за неисполнение договорных обязательств в случаях, когда такое нарушение обусловлено обычными предпринимательскими рисками.
Уголовное дело против директора может быть возбуждено по заявлению уполномоченного лица
В зависимости от того, на каком основании может быть возбуждено уголовное дело по факту совершения конкретного преступления и каким образом производство по делу может быть прекращено, в уголовном процессе выделяются три категории дел: дела частного, частно-публичного и публичного обвинения. Для возбуждения уголовного дела частно-публичного обвинения необходимо заявление потерпевшего или его законного представителя (за исключением квалифицированных составов преступлений, прямо указанных в законе). Однако такие дела не подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ). Именно к этой категории дел относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 159—159.3, 159.5, 159.6 УК РФ (мошенничество, мошенничество в сфере кредитования, при получении выплат и с использованием платежных карт, в сфере страхования, в сфере компьютерной информации), ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата), а также ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), совершенных в сфере предпринимательской деятельности. Данные преступления следует считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, указанных в законе (ч. 3 ст. 20 УПК РФ). В пункте 2 Постановления № 48 разъясняется, что под членом органа управления коммерческой организацией в данном случае следует понимать членов совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (например, правления акционерного общества), а также лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа (директор, генеральный директор, председатель производственного кооператива и т.п.).
Если потерпевшим по уголовному делу в указанных выше случаях является не физическое, а юридическое лицо, то заявление о возбуждении уголовного дела вправе подать лицо, которое в соответствии с уставом организации является ее единоличным руководителем (лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа) или руководителем коллегиального исполнительного органа (например, председатель правления акционерного общества), либо лицо, уполномоченное руководителем коммерческой организации представлять ее интересы в уголовном судопроизводстве.
Однако на практике обвиняемым по перечисленным преступлениям часто выступает как раз руководитель компании. В таких случаях уголовное дело может быть возбуждено по заявлению органа управления организации, в компетенцию которого в соответствии с уставом входит избрание, назначение руководителя и (или) прекращение его полномочий (например, совета директоров), либо лица, уполномоченного этим органом обратиться с таким заявлением (п. 3 Постановления № 48).
Возбуждение налогового дела недопустимо без заключения налогового органа
Очень важное разъяснение, касающееся законности и обоснованности возбуждения дела по факту совершения налоговых преступлений, содержится в п. 4 Постановления.
Закон предусматривает особую процедуру для возбуждения уголовного дела по налоговым составам (ст. 198—199.1 УК РФ). Если из органа дознания следователю поступило сообщение о налоговых преступлениях и основания для отказа в возбуждении уголовного дела отсутствуют, то следователь не позднее трех суток с момента поступления сообщения обязан направить в налоговый орган, вышестоящий по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам (ч. 7 ст. 144 УПК РФ). После чего налоговый орган в течение 15 суток после получения таких материалов обязан направить следователю либо заключение, подтверждающее данные о нарушении налогового законодательства (по итогам проведенных налоговых проверок), либо информацию об отсутствии таких данных или о проведении налоговой проверки в настоящее время (ч. 8 ст. 144 УПК РФ).
При этом до получения из налогового органа указанного заключения или информации следователь вправе принять решение о возбуждении уголовного дела только при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 9 ст. 144 УПК РФ).
Наличие таких обстоятельств суд должен проверить при рассмотрении дела. Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, например, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах. Если по результатам проверки суд установит, что решение о возбуждении уголовного дела принято следователем при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки этих преступлений, то такое решение может быть признано незаконным и (или) необоснованным.
Заключение под стражу подозреваемого в «бизнес-мошенничестве» запрещено
Верховный суд обратил внимание на то, что меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности закон не допускает либо допускает, но только при условии наличия определенных обстоятельств (п. 6 Постановления № 48, ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ).
В частности, подозреваемые в мошенничестве, мошенничестве в сфере кредитования, при получении выплат и с использованием платежных карт, в сфере страхования, в сфере компьютерной информации, а также в присвоении и растрате и в причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием не подлежат заключению под стражу при условии, что данные преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.
Подозреваемый или обвиняемый в совершении преступлений, предусмотренных ст. 171—174, 174.1, 176—178, 180—183, 185—185.4, 190—199.2 УК РФ, может быть заключен под стражу, только если он не имеет постоянного места жительства на территории РФ, его личность не установлена, им нарушена ранее избранная мера пресечения или же он скрылся от органов предварительного расследования или от суда (ч. 1 ст. 108 УПК РФ). При отсутствии перечисленных обстоятельств заключению под стражу также не подлежат лица, в соучастии с которыми были совершены «предпринимательские» преступления, даже если такие лица не являются индивидуальными предпринимателями или членами органа управления компании (п. 8 Постановления № 48).