Представитель Федерации еврейских общин России Борух Горин заявил, что неуместно обсуждать номер фигуристки Татьяны Навки и Андрея Бурковского на тему холокоста в телешоу «Ледниковый период» с идеологических или моральных позиций. Он добавил, что художественное осмысление темы холокоста, когда исполнители ассоциируют себя с жертвами, достойно уважения и похвалы, передаёт Интерфакс.
Эта реакция последовала после того, как в России разгорелся спор о том, допустимо или нет брать трагическую тему холокоста для выступления в шоу.
Номер был исполнен олимпийской чемпионкой в танцах на льду Татьяной Навкой и её партнером Андреем Бурковским в рамках телевизионного шоу «Ледниковый период». По словам самой Т. Навки, танец в робах заключённых с нашитой на них звездой Давида (использовавшейся для обозначения узников концлагерей еврейского происхождения) был попыткой переноса «настроения и эстетики» итальянского оскароносного фильма «Жизнь прекрасна» на лёд. «Посмотрите обязательно! Один из моих любимых номеров! По мотивам одного из моих любимых фильмов «Жизнь прекрасна»! Покажите этот фильм своим детям, обязательно (!) Наши дети должны знать и помнить о том страшном времени, которого надеюсь – даст Бог, они никогда не узнают», — говорила Т. Навка.
Танцевальная пара выступала под песню Beautiful That Way Николы Пьовани из этого же фильма Роберто Бениньи, который повествует о мальчике и его отце и их пребывании в концлагере.
Судьи высоко оценили выступление, дуэт получил 12 баллов и вышел в лидеры рейтинга седьмого сезона «Ледникового периода».
После видеоролик с танцем быстро разошёлся по интернету и вызвал массу комментариев у пользователей по всему миру. Некоторые из них цитирует BBC.
«Ох уж эти дурацкие жертвы холокоста», — написала в «Твиттере» американская юмористка с еврейскими корнями Сара Сильверман. «Как по-русски сказать „отвратительно, оскорбительно безвкусный“?» — спрашивает у подписчиков актёр и писатель Ричард Бельзер. «Неважно, какой был план — это было неуместно», — пишет колумнист New York Times, подписывающийся только именем Яшар.
Любопытно, что в израильской блогосфере исполнение номера не вызвало больших дискуссий. «Никакой реакции, не считая нескольких человек, бурных активистов в соцсетях. Фильм итальянский, тема холокоста... У Израиля нет монополии на тему холокоста. За исключением нескольких десятков русскоязычных комментаторов, никто не отреагировал. В понедельник межфракционный день, я пытался узнать у фракций — так вот, они вообще не понимают, о чём идёт речь. Может быть, по итогам сюжета „Си-эн-эн“ кто-то заметит, но пока на официальном уровне ничего не было. Официальные лица вообще не понимают, что это за шоу — ну откатали шоу. Я даже не вступаю на перепалки на эту тему в „Фейсбуке“. Ни один политик не поймёт, что это. Может быть, не надо педалировать тему холокоста в виде танца, но это их право. Реакции Израиля просто нет», — рассказал BBC израильский журналист Евгений Сова.
Правда, в соцсетях сразу вспомнили о выступлении хореографа Анастасии Антелавы и актёра московского театра имени Ермоловой Александра Петрова на похожем проекте «Танцы со звёздами», где дуэт исполнил романтический номер о нацистском военном и жительнице оккупированной территории. Пара станцевала фокстрот под Fly Me to the Moon Фрэнка Синатры, в финале композиции оба героя погибают. Последовали-таки, например, комментарии в «Твиттере»: «Только на российском ТВ зрители развлекательных шоу могут увидеть холокост на коньках и танцующих нацистов».
А вот фигурист и постановщик нашумевшего танца Илья Авербух сказал на радио «Бизнес ФМ»: «90% говорящих вообще не видели номера, не понимают, о чём шла речь, и для таких людей я готов ещё раз объяснить: тема программы была „Мировое кино“, номер поставлен целиком по великому кино „Жизнь прекрасна“ режиссёра Роберто Бениньи, который получил три „Оскара“».
Написали о номере многие западные СМИ. При этом они выносили в заголовки то, что Навка замужем за пресс-секретарём российского президента Дмитрием Песковым. Сам Д. Песков ответил на вопрос РИА «Новости» коротко: «Я горжусь своей женой, вот что я могу сказать».