Мы заканчиваем публикацию фрагментов исследования «Местное самоуправление и вызовы современного общества» президента Европейского клуба экспертов местного самоуправления, доктора экономических наук Эмиля Маркварта.
В предыдущих публикациях рассматривались проблемы, связанные с депопуляцией («ЭЖ», № 39) и миграцией («ЭЖ», № 43). Сегодня речь о еще одном демографическом вызове местной власти — о старении человечества.
Процесс старения населения быстро набирает скорость
Старение населения характерно и для Европы, и для России, но проявляется по-разному.
В Европе оно определяется в первую очередь увеличением продолжительности жизни населения и ростом доли жителей наиболее высоких возрастных групп, то есть старше 75—80 лет. К примеру, в Германии с 1960 по 2013 г. продолжительность жизни мужчин выросла на 10,8 лет, женщин — на 10,4 лет. Фактор снижения рождаемости играет здесь подчиненную роль.
В России, наоборот, именно снижение рождаемости и, как следствие, уменьшение доли молодых людей оказывает наиболее существенное влияние на старение общества. Кроме того, особенностью старения в России является значительная диспропорция полов в старших возрастных группах, что связано с большой разницей продолжительности жизни у женщин и мужчин. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2015 г., средняя продолжительность жизни российских женщин составляла 67,8 года, а мужчин — 59 лет.
Уточнение «ЭЖ»: эти сведения расходятся с информацией министерств здравоохранения, труда и социальной защиты, на основании которой российский премьер-министр заявил в апреле, что по итогам 2015 г. достигнут исторический максимум по средней продолжительности жизни россиян — 71,4 года.
Связанные со старением населения последствия весьма разнообразны и затрагивают все сферы общественной деятельности:
-
экономику;
-
управление;
-
социальную сферу.
Так, старение человечества, особенно в сочетании с уменьшением численности населения, ведет к снижению доли трудоспособных граждан. Вследствие этого понижается кадровый потенциал для развития экономики.
Одновременно в тех системах, где размер пенсий ниже уровня заработной платы, происходит постоянное снижение покупательной способности населения и налоговых доходов бюджетов всех уровней.
Увеличение доли старших поколений неотвратимо влечет ускоренный рост расходов на здравоохранение и социальные услуги. Обостряется также ситуация с пенсионным обеспечением.
Уточнение «ЭЖ»: по данным Пенсионного фонда России, в текущем году пенсии по старости получают 35,5 млн человек. В прошлом году было 34,4 млн человек.
Говоря о вызовах непосредственно местному самоуправлению, можно выделить, в частности, соответствующие потребностям пожилых людей изменения в сферах:
-
общественных перевозок;
-
планирования застройки и жилищного строительства;
-
организации общественных пространств.
Наряду с этим легко прогнозируется необходимость расширения и дифференциации систем социальной поддержки в соответствии с особенностями различных возрастных групп пожилых людей, медицинского и психологического сопровождения, адаптации услуг в сфере культуры и т.п. А это означает не только дополнительные бюджетные расходы, но в ряде случаев и появление новых рынков услуг.
У возраста есть будущее
Старение как вызов современному обществу, государству и местному самоуправлению было распознано в европейских странах несколько десятилетий назад. В результате за последние 10—15 лет во многих из них, главным образом в Западной Европе, были сформулированы ответы на этот вызов. В частности, разработаны и приняты разнообразные демографические программы, начата их реализация.
Так, в ФРГ действует Демографическая стратегия, утвержденная федеральным правительством в 2011 г. Она заостряет внимание на вызовах и… шансах, связанных с рассматриваемой проблемой, и формулирует основные подходы государственной политики в данном вопросе. По ходу реализации стратегии утверждена так называемая повестка дня (agenda) исследований федерального правительства под названием «У возраста есть будущее». В ней определены основные направления исследований с целью последующего учета их результатов во всех сферах общественной жизни, в государственном и муниципальном управлении. В этих документах сделана попытка ответить на такие вопросы, как:
-
распределение ресурсов и бремени в стареющем обществе;
-
возможности и условия активного участия пожилых людей в общественной и экономической жизни;
-
укрепление здоровья и мобильности пожилых людей;
-
создание необходимых условий для сохранения их самостоятельности и безопасности на длительное время;
-
повышение качества жизни лиц, нуждающихся в уходе.
Концепции (стратегии) деятельности в условиях демографических изменений (в первую очередь старения населения) разработаны и реализуются практически во всех федеральных землях Германии.
Пенсионеры — соратники местного самоуправления
Одной из тенденций нынешнего стареющего общества является то, что пожилые люди имеют достаточно высокий образовательный уровень, активны и по-прежнему заинтересованы в самореализации. Они способны и готовы активно участвовать в делах местного самоуправления как напрямую, так и через различные общественные организации и движения. По существу, пенсионеры являются важными соратниками органов местного самоуправления.
В европейских странах многие из проектов по решению задач, связанных со старением населения, инициируются и реализуются именно на муниципальном уровне, в общинах. Такие проекты различаются как по формам реализации, так и по кругу участников, а также по источникам финансирования — в тех случаях, когда оно необходимо. Однако все они, как правило, нацелены на максимально широкое вовлечение пожилых людей в общественную жизнь и создание им максимально комфортных условий проживания. Из тысяч разнообразных инициатив можно назвать:
-
проекты по строительству жилых домов «трех поколений» и жилых домов, специально приспособленных для проживания пожилых людей;
-
проекты по оказанию бесплатных услуг пожилым людям пожилыми людьми («Сеньоры помогают сеньорам»);
-
проекты по повышению мобильности пожилых людей («Автобус по вызову», «Такси за 1 евро» и т.п.);
-
проекты по оказанию ухода пожилым людям на дому силами граждан, в том числе волонтерами;
-
организацию разъездной торговли продуктами и предметами первой необходимости
Российские муниципалитеты, в первую очередь сельские и небольшие городские, тоже сталкиваются с вызовами, связанными со старением местных жителей. Представляется, что в будущем эти вызовы будут усиливаться. И в поиске собственных ответов на них нашим органам местного самоуправления может быть полезен опыт зарубежных коллег.
Уточнение «ЭЖ»: по данным Пенсионного фонда РФ, из 15,259 млн работающих пенсионеров 14,199 млн получают пенсию по старости. В 2015 г. соотношение было 14,917 млн к 13,872 млн.
Средний возраст населения в отдельных странах и доля в них людей старше 60 лет
Категория населения |
Япония |
Великобритания |
США |
РФ |
КНР |
Турция |
ЮАР |
Средний показатель в мире |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Доля людей старше 60 лет в общей численности населения, % |
32,3 |
28 |
19,7 |
19 |
13,9 |
10,8 |
8,6 |
11,7 |
Средний (медианный) возраст населения, лет |
45,9 |
40,2 |
37,4 |
38,4 |
35,4 |
29,4 |
26 |
29,2 |
ИСТОЧНИК: ООН |
Количество пенсионеров и трудоспособных граждан в России, млн человек
Категория населения |
1926 |
1959 |
1979 |
2009 |
2020 (прогноз) |
---|---|---|---|---|---|
Общая численность |
92,7 |
117,5 |
137,5 |
141,9 |
— |
Трудоспособные граждане |
47,8 |
68,6 |
82,9 |
89,3 |
79 |
Пенсионеры* |
7,9 |
13,8 |
22,4 |
30,9 |
36 |
* В графе «Пенсионеры» — только количество получающих пенсию по старости. ИСТОЧНИК: Росстат |