Старение населения — еще один вызов местному самоуправлению

| статьи | печать

Мы заканчиваем публикацию фрагментов исследования «Местное самоуправление и вызовы современного общества» президента Европейского клуба экспертов местного самоуправления, доктора экономических наук Эмиля Маркварта.

В предыдущих публикациях рассматривались проблемы, связанные с депопуляцией («ЭЖ», № 39) и миграцией («ЭЖ», № 43). Сегодня речь о еще одном демографическом вызове местной власти — о старении человечества.

Процесс старения населения быстро набирает скорость

Старение населения характерно и для Европы, и для России, но проявляется по-разному.

В Европе оно определяется в первую очередь увеличением продолжительности жизни населения и ростом доли жителей наиболее высоких возрастных групп, то есть старше 75—80 лет. К примеру, в Германии с 1960 по 2013 г. продолжительность жизни мужчин выросла на 10,8 лет, женщин — на 10,4 лет. Фактор снижения рождаемости играет здесь подчиненную роль.

В России, наоборот, именно снижение рождаемости и, как следствие, уменьшение доли молодых людей оказывает наиболее существенное влияние на старение общества. Кроме того, особенностью старения в России является значительная диспропорция полов в старших возрастных группах, что связано с большой разницей продолжительности жизни у женщин и мужчин. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2015 г., средняя продолжительность жизни российских женщин составляла 67,8 года, а мужчин — 59 лет.

Уточнение «ЭЖ»: эти сведения расходятся с информацией министерств здравоохранения, труда и социальной защиты, на основании которой российский премьер-министр заявил в апреле, что по итогам 2015 г. достигнут исторический максимум по средней продолжительности жизни россиян — 71,4 года.

Связанные со старением населения последствия весьма разнообразны и затрагивают все сферы общественной деятельности:

  • экономику;

  • управление;

  • социальную сферу.

Так, старение человечества, особенно в сочетании с уменьшением численности населения, ведет к снижению доли трудоспособных граждан. Вследствие этого понижается кадровый потенциал для развития экономики.

Одновременно в тех системах, где размер пенсий ниже уровня заработной платы, происходит постоянное снижение покупательной способности населения и налоговых доходов бюджетов всех уровней.

Увеличение доли старших поколений неотвратимо влечет ускоренный рост расходов на здравоохранение и социальные услуги. Обостряется также ситуация с пенсионным обеспечением.

Уточнение «ЭЖ»: по данным Пенсионного фонда России, в текущем году пенсии по старости получают 35,5 млн человек. В прошлом году было 34,4 млн человек.

Говоря о вызовах непосредственно местному самоуправлению, можно выделить, в частности, соответствующие потребностям пожилых людей изменения в сферах:

  • общественных перевозок;

  • планирования застройки и жилищного строительства;

  • организации общественных пространств.

Наряду с этим легко прогнозируется необходимость расширения и дифференциации систем социальной поддержки в соответствии с особенностями различных возрастных групп пожилых людей, медицинского и психологического сопровождения, адаптации услуг в сфере культуры и т.п. А это означает не только дополнительные бюджетные расходы, но в ряде случаев и появление новых рынков услуг.

У возраста есть будущее

Старение как вызов современному обществу, государству и местному самоуправлению было распознано в европейских странах несколько десятилетий назад. В результате за последние 10—15 лет во многих из них, главным образом в Западной Европе, были сформулированы ответы на этот вызов. В частности, разработаны и приняты разнообразные демографические программы, начата их реализация.

Так, в ФРГ действует Демографическая стратегия, утвержденная федеральным правительством в 2011 г. Она заостряет внимание на вызовах и… шансах, связанных с рассматриваемой проблемой, и формулирует основные подходы государственной политики в данном вопросе. По ходу реализации стратегии утверждена так называемая повестка дня (agenda) исследований федерального правительства под названием «У возраста есть будущее». В ней определены основные направления исследований с целью последующего учета их результатов во всех сферах общественной жизни, в государственном и муниципальном управлении. В этих документах сделана попытка ответить на такие вопросы, как:

  • распределение ресурсов и бремени в стареющем обществе;

  • возможности и условия активного участия пожилых людей в общественной и экономической жизни;

  • укрепление здоровья и мобильности пожилых людей;

  • создание необходимых условий для сохранения их самостоятельности и безопасности на длительное время;

  • повышение качества жизни лиц, нуждающихся в уходе.

Концепции (стратегии) деятельности в условиях демографических изменений (в первую очередь старения населения) разработаны и реализуются практически во всех федеральных землях Германии.

Пенсионеры — соратники местного самоуправления

Одной из тенденций нынешнего стареющего общества является то, что пожилые люди имеют достаточно высокий образовательный уровень, активны и по-прежнему заинтересованы в самореализации. Они способны и готовы активно участвовать в делах местного самоуправления как напрямую, так и через различные общественные организации и движения. По существу, пенсионеры являются важными соратниками органов местного самоуправления.

В европейских странах многие из проектов по решению задач, связанных со старением населения, инициируются и реализуются именно на муниципальном уровне, в общинах. Такие проекты различаются как по формам реализации, так и по кругу участников, а также по источникам финансирования — в тех случаях, когда оно необходимо. Однако все они, как правило, нацелены на максимально широкое вовлечение пожилых людей в общественную жизнь и создание им максимально комфортных условий проживания. Из тысяч разнообразных инициатив можно назвать:

  • проекты по строительству жилых домов «трех поколений» и жилых домов, специально приспособленных для проживания пожилых людей;

  • проекты по оказанию бесплатных услуг пожилым людям пожилыми людьми («Сеньоры помогают сеньорам»);

  • проекты по повышению мобильности пожилых людей («Автобус по вызову», «Такси за 1 евро» и т.п.);

  • проекты по оказанию ухода пожилым людям на дому силами граждан, в том числе волонтерами;

  • организацию разъездной торговли продуктами и предметами первой необходимости

Российские муниципалитеты, в первую очередь сельские и небольшие городские, тоже сталкиваются с вызовами, связанными со старением местных жителей. Представляется, что в будущем эти вызовы будут усиливаться. И в поиске собственных ответов на них нашим органам местного самоуправления может быть полезен опыт зарубежных коллег.

Уточнение «ЭЖ»: по данным Пенсионного фонда РФ, из 15,259 млн работающих пенсионеров 14,199 млн получают пенсию по старости. В 2015 г. соотношение было 14,917 млн к 13,872 млн.

Средний возраст населения в отдельных странах и доля в них людей старше 60 лет

Категория населения

Япония

Великобритания

США

РФ

КНР

Турция

ЮАР

Средний показатель в мире

Доля людей старше 60 лет в общей численности населения, %

32,3

28

19,7

19

13,9

10,8

8,6

11,7

Средний (медианный) возраст населения, лет

45,9

40,2

37,4

38,4

35,4

29,4

26

29,2

ИСТОЧНИК: ООН

Количество пенсионеров и трудоспособных граждан в России, млн человек

Категория населения

1926

1959

1979

2009

2020 (прогноз)

Общая численность

92,7

117,5

137,5

141,9

Трудоспособные граждане

47,8

68,6

82,9

89,3

79

Пенсионеры*

7,9

13,8

22,4

30,9

36

* В графе «Пенсионеры» — только количество получающих пенсию по старости.

ИСТОЧНИК: Росстат