30 ноября 2016 г. Президент РФ подписал 11 законов, вносящих изменения в первую и вторую части Налогового кодекса РФ. Мы рассмотрим наиболее значимые поправки, касающиеся большинства организаций и индивидуальных предпринимателей.
Первая часть НК РФ
Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее — Закон № 401-ФЗ) внес изменения в первую часть Налогового кодекса. Он вступил в силу со дня его официального опубликования (30 ноября 2016 г.), но отдельные положения начнут действовать с начала следующего года.
Уплата налогов третьим лицом
Прежняя редакция ст. 45 НК РФ не позволяла производить уплату налогов за организацию другим лицам. Исполнить свою обязанность мог только сам налогоплательщик. Сейчас ситуация кардинально изменилась в пользу налогоплательщиков.
Пункт 1 ст. 45 НК РФ дополнен положением, в котором прямо сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Изменения уже начали действовать, и они значительно облегчат жизнь налогоплательщикам. Так, если у компании нет денежных средств на расчеты с бюджетом, оплатить налоги сможет, к примеру, собственник бизнеса (причем не важно, юридическое или физическое лицо). Тем самым компания не нарушит срок уплаты налогов и избежит негативных последствий, таких как блокировка счетов.
Обратите внимание: внесенные в п. 1 ст. 45 НК РФ поправки предусматривают, что иное лицо, перечислившее налог за налогоплательщика, не вправе требовать возврата этой суммы из бюджета. Если же такое лицо отзовет свой платеж из банка до момента его исполнения или же банк сам вернет ему неисполненное поручение, то обязанность налогоплательщика по уплате налога не будет выполнена (подп. 1 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Но это не все новации, связанные с уплатой налога третьим лицом. Из подпункта 1 п. 3 ст. 44 НК РФ исключено, что обязанность по уплате налога прекращается только в случае перечисления налога непосредственно налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков. А в подпункте 1 п. 3 ст. 45 НК РФ уточняется, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств не только со счета налогоплательщика в банке, но и со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика, при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Кроме того, вводится еще одно основание для того, чтобы считать обязанность по уплате налога исполненной. Согласно новому подп. 7 п. 3 ст. 45 НК РФ это произойдет со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денежных средств со счета налогоплательщика или со счета иного лица в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа в счет возмещения ущерба, причиненного бюджету в результате преступлений, за совершение которых ст. 198—199.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Теперь что касается ошибок в платежных поручениях на уплату налога. Согласно новой редакции п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджет денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, ошибки в оформлении платежного поручения, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, уточнять платеж должен сам налогоплательщик. При этом к заявлению в налоговый орган на уточнение платежа следует приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджет. Если налог перечисляло в бюджет иное лицо, то оно должно передать платежное поручение налогоплательщику.
Все вышесказанное будет со следующего года применяться и в отношении страховых взносов. Это прямо предусмотрено в новом п. 9 ст. 45 НК РФ.
Новый расчет для пеней
В новой редакции изложен п. 4 ст. 75 НК РФ. Сейчас пени за каждый день просрочки уплаты налога рассчитываются исходя из 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
С 1 октября 2017 г. для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, необходимо будет брать также 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Не изменится порядок расчета пеней и для организаций, если просрочка уплаты налога составляет до 30 дней включительно. Если же компания задержала уплату налога дольше этого срока, то пени будут рассчитываться следующим образом. За период до 30 дней включительно будет применяться 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в это время, а с 31-го календарного дня просрочки — 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в этот период.
Обратите внимание: новая редакция п. 4 ст. 75 НК РФ будет применяться к недоимке, образовавшейся с 1 октября 2017 г. (п. 9 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
Поправки для КГН
Закон № 401-ФЗ откорректировал одно из условий, которым должна соответствовать организация — сторона договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, и ввел новое условие.
Так, сейчас в подп. 2 п. 3 ст. 25.2 НК РФ сказано, что в отношении организации на дату регистрации договора о создании КГН либо на дату присоединения такой организации к существующей КГН не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). Законодатели уточнили, на какую именно дату в отношении организации не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве). Компания должна быть «чиста» на дату регистрации договора о создании КГН либо на дату ее присоединения к существующей КГН.
А согласно новому подп. 2.1 п. 3 ст. 25.2 НК РФ в отношении организации не должна быть введена ни одна из процедур банкротства (за исключением наблюдения), предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Схожие поправки внесены и в обстоятельства, при наступлении которых КГН прекращает действовать. Факт возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) заменен в подп. 6 п. 1 и п. 7 ст. 25.6 НК РФ на введение одной из процедур банкротства (за исключением наблюдения).
Эти изменения уже вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г. (п. 8 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
НДС
Изменения в главу 21 НК РФ внесены двумя законами — Законом № 401-ФЗ и Федеральным законом от 30.11.2016 № 408-ФЗ (далее — Закон № 408-ФЗ). В основном они вступят в силу со следующего года.
Освобождение от НДС
С 1 января 2017 г. не будут облагаться НДС:
-
услуги по реализации иностранными лицами прав на проведение чемпионата мира FIA «Формула-1»;
-
рекламные услуги, реализуемые организацией, которая приобрела права на проведение чемпионата FIA.
Такие новшества предусмотрены новым подп. 32 п. 2 ст. 149 НК РФ. Отметим, что льгота будет применяться по 31 декабря 2020 г. включительно (п. 10 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
Пункт 3 ст. 149 НК РФ дополняется подп. 15.3, согласно которому из-под обложения НДС выводятся операции по выдаче поручительств (гарантий) налогоплательщиком, не являющимся банком. Льгота вступит в силу с 1 января 2017 г.
Пониженные ставки
Сейчас согласно подп. 7 п. 2 ст. 164 НК РФ ставка в размере 10% предусмотрена для услуг по перевозкам пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении. Исключение — услуги по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов, так как по таким услугам применяется нулевая ставка (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ). Положения подп. 7 п. 2 ст. 164 НК РФ распространяются на операции по реализации услуг, осуществляемые с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г. (Федеральный закон от 29.12.2015 № 386-ФЗ).
Законодатели решили снизить ставку налога до нуля. Для этих целей в п. 1 ст. 164 НК РФ введен новый подп. 9.3, который будет применяться с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2029 г. включительно (п. 11 ст. 13 Закона № 401-ФЗ). Соответственно, подп. 7 п. 2 ст. 164 НК РФ со следующего года утрачивает силу.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС перевозчики должны будут представлять в налоговые органы реестр единых перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа. Это теперь предусмотрено в п. 5.3 ст. 165 НК РФ.
В части применения пониженных ставок НДС изменения в ст. 164 НК РФ внес и Закон № 408-ФЗ. Он затрагивает положения подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ, предусматривающего использование ставки НДС в размере 10% при реализации периодических печатных изданий, за исключением печатных изданий рекламного и эротического характера. Сейчас для целей этой нормы к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера издания. Со следующего года лимит увеличивается до 45%.
Восстановление НДС
Следующая поправка, внесенная Законом № 401-ФЗ, касается компаний, которые получают субсидии из бюджета. В действующей редакции подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, предусматривающей восстановление ранее принятого к вычету НДС, речь идет только о субсидиях, полученных из федерального бюджета.
С 1 января 2017 г. данное положение будет распространяться на субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ. А к ним, помимо федерального бюджета, относятся бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, восстанавливать НДС придется при получении любых субсидий.
Возмещение НДС
Целый блок поправок получила ст. 176.1 НК РФ, устанавливающая правила для возмещения НДС в заявительном порядке. Дополнен перечень налогоплательщиков, которые имеют право на заявительный порядок возмещения НДС. Новый подп. 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ относит к ним налогоплательщиков, обязанность которых по уплате налога обеспечена поручительством в соответствии со ст. 74 НК РФ, предусматривающим обязательство поручителя на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму налога, излишне полученную им (зачтенную ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении будет отменено полностью или частично.
В целях применения этого положения в ст. 176.1 НК РФ введен новый п. 2.1. В нем содержатся требования, которым должен соответствовать поручитель:
-
он должен являться российской организацией;
-
совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная поручителем в течение трех лет, предшествующих году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства, без учета сумм налогов, перечисленных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 7 млрд руб.;
-
сумма обязательств поручителя по действующим договорам поручительства (включая договор поручительства, указанный в подп. 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, в отношении налогоплательщика) на дату представления заявления о заключении договора поручительства не превышает 20% стоимости чистых активов поручителя, определенной по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представлено заявление о заключении договора поручительства;
-
поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
-
в отношении поручителя на дату представления заявления о заключении договора поручительства, указанного в подп. 5 п. 2 настоящей статьи, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве);
-
поручитель на дату представления заявления о заключении договора поручительства не имеет задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Данные положения начнут действовать с 1 июля 2017 г. и будут применяться к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 г. (п. 12 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
Со следующего года увеличивается срок действия банковской гарантии, необходимой для получения права на заявительный порядок возмещения НДС. Согласно новой редакции подп. 1 п. 4 ст. 176.1 НК РФ он должен истекать не ранее чем через десять месяцев (сейчас восемь месяцев) со дня подачи декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению. А с 1 июля 2017 г. увеличится и срок действия договора поручительства. Он также должен будет истекать не ранее чем через десять месяцев (сейчас восемь месяцев) со дня подачи декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению, и должен быть не более одного года со дня заключения договора поручительства (подп. 1 п. 4.1 ст. 176.1 НК РФ). При этом новая редакция подп. 1 п. 4.1 ст. 176 НК РФ будет применяться к договорам поручительства, обеспечивающим исполнение обязательств по налогам, срок уплаты которых наступает после 1 июля 2017 г. (п. 12 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).
Налог на прибыль
Новации для главы 25 НК РФ содержатся в Законе № 401-ФЗ и Федеральном законе от 30.11.2016 № 405-ФЗ. Они начнут работать с 1 января 2017 г.
Резерв по сомнительным долгам
Закон № 401-ФЗ откорректировал понятийную часть, дополнив п. 1 ст. 266 НК РФ следующим положением. При наличии у организации перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед организацией в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность компании перед этим контрагентом.
Отметим, что на таком подходе настаивали налоговые инспекторы на местах. Но суды не поддерживали налоговиков. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 13598/12 указано, что глава 25 НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником. Кроме того, прекращение обязательства зачетом встречного однородного требования является правом стороны. Наличие такой возможности не должно приводить к автоматической корректировке налогоплательщиком резерва.
Как видите, в итоге победил фискальный подход. Со следующего года при наличии встречных требований сомнительным долгом будет считаться разница между дебиторской и кредиторской задолженностями.
Изменения в ст. 266 НК РФ внес и Федеральный закон от 30.11.2016 № 405-ФЗ. Вот в чем они заключаются.
Сейчас в п. 4 ст. 266 НК РФ указано, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода. С 1 января 2017 г. данный порядок меняется.
Сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, по-прежнему не должна превышать 10% от выручки за указанный налоговый период. Если же резерв создается в течение налогового периода по итогам отчетных периодов, то его сумма не может превышать большую из двух величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.
В связи с изменением порядка создания резерва меняется и порядок учета неиспользованной суммы резерва, предусмотренный п. 5 ст. 266 НК РФ. С 1 января 2017 г. сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату, будет сравниваться с суммой остатка резерва. Он определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. Если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. В противном случае разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Дата признания расхода для взносов
Закон № 401-ФЗ определил дату признания расходов для страховых взносов при использовании компанией метода начисления. Это будет дата их начисления. Соответствующие поправки внесены в подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.
Если же организация применяет кассовый метод, то страховые взносы будут учитываться в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. Это предусмотрено новой редакцией подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ.
Учет убытков
Значительно откорректирован порядок учета убытков, предусмотренный ст. 283 НК РФ. Поправки внесены все тем же Законом № 401-ФЗ.
Так, ст. 283 НК РФ дополнена новым п. 2.1, который устанавливает ограничения по учету убытков. В отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%.
Изменен и порядок переноса убытков. Согласно новой редакции п. 2 ст. 283 НК РФ организация вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 НК РФ. Отметим, что действующая редакция этой нормы предусматривает перенос убытка на будущее в течение десяти лет. Это ограничение снято.
Убытки КГН
Согласно п. 6 ст. 283 НК РФ, если КГН понесла убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах, ответственный участник КГН вправе уменьшить консолидированную налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или на часть этой суммы. Закон № 401-ФЗ уточнил, что такое уменьшение со следующего года будет осуществляться по правилам, предусмотренным данной статьей. Кроме того, исключено уточнение о сроке переноса убытка на будущее в случае выхода организации из КГН.
В новой редакции изложен и п. 1 ст. 278.1 НК РФ. В него включены положения, касающиеся учета полученных убытков. Вот в чем они заключаются.
Убытки, полученные участниками КГН в отчетном (налоговом) периоде, суммируются. Консолидированная налоговая база текущего отчетного (налогового) периода определяется с учетом этой суммы убытков. При этом размер учитываемых убытков ограничен и не должен превышать 50% консолидированной налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода. Порядок учета убытков участников КГН устанавливается в учетной политике КГН.
Сумма убытка участника КГН, оставшаяся не учтенной при определении консолидированной налоговой базы за налоговый период, принимается в целях налогообложения у такого участника по правилам ст. 283 НК РФ.
Если в отчетном (налоговом) периоде убытки получены всеми участниками КГН, то в данном отчетном (налоговом) периоде консолидированная налоговая база равна нулю.
Ставки налога
Общая ставка налога на прибыль осталась прежней — 20%. А вот разбивка по бюджетам подверглась корректировке. Так, в федеральный бюджет в 2017—2020 гг. будет перечисляться 3% (вместо 2%), в бюджеты субъектов РФ — 17% (вместо 18%).
Как известно, законами субъектов РФ налоговая ставка для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена. Сейчас нижний порог ставки составляет 13,5%, а в 2017—2020 гг. он должен быть не ниже 12,5%.
В этот же период для участников особых экономических зон размер налоговой ставке не может быть выше 12,5% (сейчас 13,5%).
Спецрежимы
Закон № 401-ФЗ откорректировал отдельные положения глав 26.1, 26.2 и 26.5 НК РФ. Изменения вступят в силу со следующего года.
ЕСХН
Плательщики ЕСХН смогут учесть в составе расходов сумму налогов и сборов, только если обязанность по их уплате была исполнена организацией или индивидуальным предпринимателем самостоятельно (подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Соответственно, в случае уплаты налогов и сборов за плательщика ЕСХН иным лицом, такие платежи в расходы не включаются.
Но если организация или ИП передаст денежные средства (иное имущество, имущественные права) в счет погашения задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты им за налогоплательщика налогов, сборов, страховых взносов, то такие расходы будут учитываться по новому подп. 23.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.
Уточнено, что страховые взносы учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
Пункт 10 ст. 346.6 НК РФ дополнен положением, согласно которому раздельный учет ведется не только, когда плательщик ЕСХН применяет ЕНВД, но и когда он перешел по отдельным видам деятельности на патентную систему налогообложения. Соответственно, доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, не учитываются при расчете налоговой базы по ЕСХН.
УСН
В этом году предельный размер доходов для перехода на «упрощенку», а также для сохранения права на применение этого срецрежима уже увеличивался. Это сделал Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Он поднял планку предельного размера доходов для перехода на УСН с 45 млн до 90 млн руб., а для сохранения права — с 60 млн до 120 млн руб. Поправки должны были вступить в силу с 1 января 2017 г.
Однако Закон № 401-ФЗ еще раз увеличил предельное значение доходов. Согласно изменениям, внесенным в п. 2 ст. 346.12 НК РФ, для перехода на УСН оно будет со следующего года составлять 112,5 млн руб.
Также увеличен предельный размер дохода, при превышении которого налогоплательщики теряют право на применение упрощенной системы. Согласно новой редакции п. 4 ст. 346.13 НК РФ со следующего года он составит 150 млн руб. Если же доходы налогоплательщика по итогам налогового периода не превысят этот размер, то он может продолжить применять этот спецрежим (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
Сейчас согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании уведомления перейти на «упрощенку» с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД. Закон № 401-ФЗ уточнил, что данное уведомление подается не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД.
Так же как и для плательщиков ЕСХН, откорректирован порядок признания расходов в виде уплаченных налогов, сборов и страховых взносов. В новой редакции подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ содержится следующее правило.
Если налогоплательщик самостоятельно исполнил обязанность по уплате налогов, сборов и страховых взносов, то он включает в расходы фактически уплаченные суммы. Если же платежи в бюджет произвело иное лицо, то на расходы относятся суммы, связанные с погашением задолженности перед этим лицом. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенного долга в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты им за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов.
Поправка по ведению раздельного учета, внесенная в п. 8 ст. 346.18 НК РФ, аналогична изменениям, предусмотренным в этой части для плательщиков ЕСХН. Раздельный учет необходимо будет вести и в случае, когда плательщик УСН переходит по отдельным видам деятельности на патентную систему налогообложения. При этом уточнено, что доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяются ЕНВД или ПСН, не учитываются при исчислении налоговой базы по «упрощенному» налогу.
Патентная система
Законом № 401-ФЗ откорректирован порядок подачи заявления на получение патента, предусмотренный п. 2 ст. 346.45 НК РФ. Если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять деятельность на основе патента в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, то заявление на получение патента он может подать в любой по его выбору территориальный налоговый орган соответствующего города, в котором он планирует осуществлять деятельность на основе патента.
Из уточненных положениий п. 6 и 7 ст. 346.45 НК РФ следует, что при утрате права на применение патентной системы налогоплательщик может перейти с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, не только на общий режим налогообложения, но и на упрощенную систему или на ЕСХН (в случае применения им соответствующего режима налогообложения).
Со следующего года индивидуальный предприниматель не будет считаться утратившим право на патентную систему, если он не уплатит налог в сроки, установленные п. 2 ст. 346.51 НК РФ. Предусматривающий сейчас это подп. 3 п. 6 ст. 346.45 НК РФ утрачивает силу. При этом согласно новому п. 2.1 ст. 346.51 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальным предпринимателем налога налоговый орган по истечении установленного срока для уплаты налога направит ему требование об уплате налога, пеней и штрафа.
Уточнен порядок снятия с учета индивидуального предпринимателя, применявшего патентную систему. Со следующего года основаниями для снятия с учета будут:
-
утрата права на использование патентной системы;
-
прекращение деятельности, по которой применялся данный спецрежим.
Такие поправки внесены в п. 3 ст. 346.46 НК РФ.
Обратите внимание: с 1 января 2017 г. налоговые органы не будут выдавать предпринимателям уведомления о постановке на учет (снятии с учета) в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему. Это установлено в новом п. 4 ст. 346.46 НК РФ.
И последняя поправка — законодатели уточнили, что индивидуальные предприниматели должны вести учет доходов от реализации, полученных при осуществлении только тех видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система (п. 1 ст. 346.53 НК РФ).
Налог на имущество организаций
Здесь изменения касаются в основном тех организаций, которые уплачивают налог исходя из кадастровой стоимости объекта. Сейчас в п. 1 ст. 378.2 НК РФ указано, что для расчета налога на имущество используется кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке. Со следующего года упоминание об утвержденной стоимости исчезнет из данной нормы Кодекса.
Кроме того, для определения назначения нежилого помещения больше не будет использоваться кадастровый паспорт. Для этих целей необходимо руководствоваться, как и сейчас, документами технического учета (инвентаризации) объектов, а также сведениями о разрешенном использовании и наименовании объектов, которые содержатся в ЕГРН. Соответствующие поправки внесены в подп. 2 п. 1, подп. 2 п. 3, подп. 2 п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Дата постановки объекта на государственный кадастровый учет не будет применяться при расчете налога на имущество в ситуации, когда объект образован в результате раздела недвижимого имущества. В этом случае нужно отталкиваться от дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Данные изменения внесены в п. 10 ст. 378.2 НК РФ.
Со следующего года изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, будет учитываться при расчете налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. Такая поправка содержится в подп. 15 ст. 378.2 НК РФ. Сейчас в этой норме идет речь только о технической ошибке, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости.
Сейчас согласно п. 25 ст. 381 НК РФ от налога на имущество освобождены организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
-
реорганизации или ликвидации юридических лиц;
-
передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.
С 1 января 2018 г. данная льгота будет применяться на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего регионального закона. Такой порядок предусмотрен в новой ст. 381.1 НК РФ.
Страховые взносы
Не успели вступить в силу изменения, касающиеся администрирования страховых взносов, а законодатели уже начали вносить в них поправки. Соответствующие изменения содержатся в Законе № 401-ФЗ.
Так, подпункт 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ дополнен положением, согласно которому организации, имеющие обособленные подразделения, должны сообщать в налоговый орган не только о наделении подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, но и о лишении его этих полномочий.
Законодатели уточнили, что действие ст. 46 НК РФ, в которой установлены правила взыскания налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, будет распространяться и на страховые взносы. Кроме того, скорректирован порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов при ликвидации организации. В связи с этим п. 4 ст. 49 НК РФ дополнен нормой, согласно которой суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации страховых взносов (пеней, штрафов) подлежат зачету, возврату налоговым органом в порядке, установленном п. 1.1 и 6.1 ст. 78 и п. 1.1 ст. 79 НК РФ.
В статью 88 НК РФ введен п. 8.6. Он дает налоговым органам право при проведении камеральных проверок расчетов по страховым взносам истребовать в установленном порядке у организаций и индивидуальных предпринимателей сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.
Изменения коснулись и главы 34 «Страховые взносы» НК РФ. Уточнено, в каком случае расчет по страховым взносам будет считаться непредставленным. Это произойдет, если в сданном расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанных за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода в целом по организации или ИП исходя из базы для взносов в ПФР, не превышающих предельной величины, не соответствуют сведениям о сумме страховых взносов на обязательное страхование по каждому работнику за указанный период. Также расчет будет признан непредставленным, если в нем указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие физических лиц. В этом случае налоговые органы направят плательщику соответствующее уведомление. Сделают они это не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (десять дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе).
После получения такого уведомления плательщик взносов обязан представить расчет, в котором устранено несоответствие. На это отводится пять дней, если уведомление было направлено в электронной форме. В случае направления уведомления на бумажном носителе срок реагирования составляет десять дней.