В последнее время все большее развитие получает технология ОТТ (аббревиатура от англ. Over the top), функционирующая на базе операторских сетей связи. В рамках этой технологии предоставляются услуги, обеспечивающие цифровую дистрибуцию видеоконтента. При этом деятельность субъектов рынка, оказывающих услуги вида ОТТ, законодательно не урегулирована. Для изменения ситуации разработан законопроект, которым, в частности, предлагается ограничить иностранное участие в обеспечении деятельности аудиовизуальных сервисов.
Внедрение новых сервисов и форматов предоставления услуг с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, требует адекватного нормотворческого реагирования в целях обеспечения защиты интересов граждан РФ, а также учета интересов национальной безопасности. Технология ОТТ функционирует на базе операторских сетей связи, в рамках которой предоставляются услуги, изменяющие традиционное поведение пользователей, модели общественного взаимодействия, ведение бизнеса и формирование информационных потоков. Такие преимущества ОТТ, как адаптивность, доступность, удобство и простота использования, все больше предопределяют выбор потребителей в пользу сервисов, использующих для оказания услуг ОТТ-решения. При этом деятельность таких субъектов рынка, оказывающих услуги вида ОТТ, как онлайн-кинотеатры и другие сетевые ресурсы, осуществляющие цифровую дистрибуцию видеоконтента, остается неурегулированной.
Для восполнения имеющихся пробелов в правовом регулировании разработан проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Законопроект предусматривает регулирование правового статуса аудиовизуальных сервисов, ориентированных на российского потребителя. К таковым отнесены сервисы, монетизирующие свои услуги за счет просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, либо предоставляющие видеоконтент отечественному потребителю по подписке (за плату).
Также документ вводит ограничение иностранного участия над организаторами аудиовизуальных сервисов, доступ к которым ежедневно в течение месяца составляет более 100 тыс. находящихся на территории нашей страны пользователей Интернета.
Кроме того, авторы проекта предлагают включить такие аудиовизуальные сервисы в отдельный реестр.
Депутаты особо подчеркивают, что документ устанавливает запрет на использование аудиовизуального сервиса для совершения уголовно наказуемых деяний; разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм; а также иной запрещенной информации.
При этом из правила об ограничении иностранного участия сделаны исключения:
–для организаторов аудиовизуальных сервисов, являющихся хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляющими деятельность, указанную в Федеральном законе «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и (или) лиц, входящих с ними в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции»;
– для организаторов аудиовизуальных сервисов, предоставляющих доступ преимущественно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями сети Интернет – физическими лицами.
Порядок и критерии определения преимущественного содержания аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями сети Интернет – физическими лицами, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Решение о допущении иностранных инвестиций в аудиовизуальный сервис, включенный в реестр, может принять Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Депутаты особо подчеркивают, что документ устанавливает запрет на использование аудиовизуального сервиса для совершения уголовно наказуемых деяний; разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм; а также иной запрещенной информации.
Требования законопроекта не распространяются на аудиовизуальные сервисы, предоставляющие доступ исключительно к пользовательскому контенту, ввиду невозможности полноценного контроля со стороны организатора аудиовизуального сервиса за его содержанием, а также на информационные системы, осуществляющие по запросу пользователя поиск в сети Интернет аудиовизуальной продукции.
Законопроект направлен для дальнейшего рассмотрения в Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи.