Исследование, проведенное рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»), показало восстановительный рост российского лизингового рынка по итогам девяти месяцев 2016 г. после двухлетнего падения. Но говорить об устойчивом его тренде эксперты агентства считают рано.
По итогам девяти месяцев 2016 г. объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 450 млрд руб. (+17% в годовом сопоставлении). В III квартале стоимость имущества, переданного в лизинг, составила около 175 млрд руб. (годом ранее 140 млрд руб.), примерно 80% которого пришлось на топ-20 лизинговых компаний. Столь существенный прирост связан с эффектом низкой базы прошлого года. Кроме того, постепенная стабилизация в экономике России привела к частичному восстановлению лизингового рынка, который годом ранее сократился на 26%. За девять месяцев текущего года отрицательные темпы прироста нового бизнеса показала только пятая часть респондентов, годом ранее лизинговый бизнес сократился у более 75% участников исследования.
Сумма новых договоров лизинга за январь — сентябрь 2016 г. выросла на 15% и составила около 680 млрд руб. Объем лизингового портфеля на 1 октября 2016 г. составил 2,9 трлн руб., что соответствует его уровню на 1 октября 2015 г. Причинами продолжающейся стагнации портфеля являются его инертность и выбытие крупных лизинговых договоров с проблемными клиентами. Кроме того, переориентация лизинговых компаний на розничные сегменты с более короткими сроками сделок, чем по крупным корпоративным договорам, не позволяет значительно наращивать совокупный объем портфеля. Кроме того, несмотря на позитивную динамику профинансированных средств (+38%), их объем с 2013 г. продолжает уступать объему полученных лизинговых платежей.
По оценке RAEX («Эксперт РА»), остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 1 октября 2016 г. составил около 10% (годом ранее 12%). Снижение уровня проблемных сделок на рынке связано с изъятием техники у клиентов (не менее 35 млрд руб. за девять месяцев 2016 г., более 50 млрд руб. за девять месяцев 2015 г., по оценке агентства), которые столкнулись с трудностями при исполнении обязательств перед лизингодателем, при этом значительная часть изъятого имущества приходится на ж/д и авиасегмент. Тем не менее проблема ухудшения качества активов остается актуальной, о чем говорит объем реструктурированной задолженности: по оценкам RAEX («Эксперт РА»), он вырос с 18% совокупного лизингового портфеля на 1 октября 2015 г. до 20% на 1 октября 2016 г. Какая часть данных контрактов перейдет в раздел проблемных активов, будет зависеть от динамики объемов погрузки на сетях РЖД и пассажиропотока в региональных авиакомпаниях.
«Процесс урегулирования задолженности начался с 2014 г. В определенных случаях пришлось изымать предметы лизинга и передавать новым клиентам, некоторым клиентам мы реструктурировали задолженность, — говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами компании „ГТЛК“. — За два года ситуация более-менее выровнялась. Поэтому мы считаем, что рынок находится на стадии восстановления. Пошел спрос, который дополнительно стимулируется со стороны государства».
Согласно результатам традиционного опроса лизинговых компаний, второй год подряд главным негативным фактором для рынка остаются высокие процентные ставки по кредитам. Вторую позицию, как и годом ранее, занимает нехватка платежеспособных «качественных» клиентов. В тройку ключевых проблем также входит нехватка у лизингодателей заемного финансирования в достаточном объеме, а четвертым по актуальности стало недостаточное финансирование с длительными сроками. Девальвация рубля, которая привела к отказу клиентов от подорожавшего иностранного оборудования, теперь занимает пятое место (годом ранее третье) среди негативных факторов.
Лидером рынка по объему нового бизнеса, как и годом ранее, стала компания «ВТБ Лизинг». На вторую строку поднялась «ГТЛК», темп прироста лизингового бизнеса которой за январь — сентябрь текущего года составил 69%. Третью позицию, показав небольшое сокращение (–5%), занял «Сбербанк Лизинг». Поддержку бизнесу лизинговых компаний из топ-3 оказали сделки с авиатехникой. Почти весь объем авиасделок, заключенных за девять месяцев 2016 г., пришелся на тройку крупнейших игроков рынка. В совокупности на эти три компании приходится около 36% всего объема нового бизнеса (38% годом ранее).
Доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса осталась на уровне прошлого года и составила 14% (за девять месяцев 2014 г. — 16%, 2013-го — 14%). В целом по сравнению с 2009—2012 гг., когда крупные компании активно наращивали сделки с железнодорожной техникой, доля лидера на рынке в 2014—2016 гг. стабилизировалась. В то же время концентрация новых сделок на топ-10 компаний, несмотря на снижение с 68% за январь — сентябрь 2015 г. до 62% за аналогичный период 2016 г., остается высокой (за девять месяцев 2014 г. — 61%, 2013-го — 67%).
С 2015 г. первые четыре позиции по объему нового бизнеса на лизинговом рынке занимают госкомпании. Всего доля госкомпаний в объеме нового бизнеса снизилась с 53 до 48% за три квартала 2016 г. Увеличение присутствия независимых лизинговых компаний на рынке связано как с оживлением розничных сделок в 2016 г., так и со значительным сокращением нового бизнеса компании «ВЭБ-лизинг», которая являлась бессменным лидером рынка на протяжении 2010—2014 гг.
С 2014 г. сегмент грузовых и легковых автомобилей остается крупнейшим по объему нового бизнеса на лизинговом рынке. По итогам девяти месяцев 2016 г. доля автолизинга составила около 38% (годом ранее — 37%) в объеме переданного в лизинг имущества. В абсолютном выражении автосегмент вырос на 21%, достигнув 171 млрд руб. Позитивный эффект на сделки с автомобилями оказала госпрограмма по льготному автолизингу, начавшаяся в 2015 г. и завершившаяся в III квартале текущего года. Однако программа не смогла существенно повысить спрос со стороны физических лиц на лизинг автомобилей. «Лизинг для физических лиц оптимален для тех, кто хочет платить только за пользование автомобилем и не думать о том, сколько машина будет стоить при продаже через три года, — отмечает Александр Михайлов, главный исполнительный директор компании „Европлан“. — Кроме того, не все лизингодатели могут предлагать этот продукт, так как он потенциально гораздо более массовый и рискованный, чем традиционный для России финансовый лизинг».
Вторым сегментом по объему нового бизнеса стала авиатехника, доля которой на рынке составила 18% против 22% годом ранее. Концентрация авиасделок на крупнейших компаниях по-прежнему остается высокой, при этом не менее 50% нового бизнеса передано клиентам в оперативный лизинг.
Несмотря на постепенное повышение ставок на аренду подвижного состава в 2016 г., объем нового бизнеса с ж/д техникой за девять месяцев 2016 г. упал на 10%, а доля ж/д техники на рынке снизилась с 16 до 13% в годовом сопоставлении.
Значительный прирост (+64%) показала строительная и дорожно-строительная техника, доля которой в объеме нового бизнеса за январь — сентябрь 2016 г. составила около 8%. Сегмент сельскохозяйственной техники также продемонстрировал позитивную динамику: его доля на рынке выросла с 2 до 4%. Многие розничные игроки отмечают рост спроса на лизинг со стороны сельхозпредприятий вследствие увеличения объемов их продаж, в том числе из-за снижения конкуренции со стороны зарубежных производителей. Увеличение доли морских и речных судов на рынке с 1 до 3% объясняется сделками компании «ГТЛК» в данном сегменте.
Всего по рынку лизинга за девять месяцев 2016 г. из 17 крупнейших сегментов, выделяемых RAEX («Эксперт РА») в рамках исследований, положительные темпы прироста продемонстрировали 11. Годом ранее рост наблюдался в семи сегментах из 17.
В отраслевой концентрации лизингового портфеля на 1 октября 2016 г. по сравнению со структурой на 1 октября 2015 г. произошли изменения: доля авиатехники, несмотря на заключение значительного объема лизинговых договоров с воздушными судами на протяжении 2015—2016 гг., снизилась в портфеле с 25 до 20%. Сокращение связано с расторжением лизинговых договоров с авиакомпанией «Трансаэро», часть воздушного парка которой до сих пор не распределена среди новых клиентов.
Согласно позитивному (базовому) прогнозу RAEX («Эксперт РА»), объем нового бизнеса в 2016 г. вырастет на 17% и составит около 640 млрд руб. Базовый прогноз подразумевает, что ж/д сегмент сократится на 10%, объем авиализинга останется примерно на уровне прошлого года, прочие сегменты суммарно вырастут на 40% за счет их небольшого размера и эффекта низкой базы прошлого года. Автолизинг продемонстрирует рост на 25%. Увеличение доли лизинга в продажах автомобилей и частичная реализация отложенного спроса поддержат автосегмент. Позитивная динамика рынка продолжится в 2017 г. благодаря дальнейшей стабилизации экономики. Лидером рынка по-прежнему будет автолизинг, а точками поддержки — ж/д и авиасегмент. В итоге объем нового бизнеса в следующем году, по прогнозу агентства, вырастет на 10—20% и составит 700—770 млрд руб.
«Второй раз за 15 лет исследований мы наблюдаем восстановление рынка. Однако говорить о том, что это устойчивый тренд, рано до тех пор, пока мы не увидим прирост лизингового портфеля, который пока стоит на месте», — считает Станислав Волков, управляющий директор по банковским рейтингам RAEX («Эксперт РА»).
Индикаторы развития рынка лизинга
Показатели
|
9 мес. 2013 |
2013 |
9 мес. 2014 |
2014 |
9 мес. 2015 |
2015 |
9 мес. 2016 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб. |
583 |
783 |
522 |
680 |
385 |
545 |
450 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
5,0 |
1,7 |
–10,4 |
–13,2 |
–26,2 |
–19,9 |
16,9 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. |
940 |
1300 |
754 |
1000 |
590 |
830 |
680 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
–2,6 |
–1,5 |
–19,8 |
–23,1 |
–21,8 |
–17 |
15,3 |
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % |
67 |
65 |
61 |
66 |
68 |
66 |
62 |
Индекс «розничности», %* |
32 |
35 |
45 |
44 |
45 |
44 |
50 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. |
520 |
650 |
550 |
690 |
465 |
750 |
670 |
Объем профинансированных средств, млрд руб. |
460 |
780 |
505 |
660 |
400 |
590 |
550 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. |
2650 |
2900 |
2950 |
3200 |
2950 |
3100 |
2900 |
Номинальный ВВП России (в постоянных ценах 2011 г., по данным Росстата), млрд руб. |
45 460 |
66689,1 |
45859,9 |
70975,6 |
44165,2 |
60687,1 |
– |
Доля лизинга в ВВП, % |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
– |
* Индекс «розничности» рынка лизинга рассчитывается RAEX («Эксперт РА») как суммарная доля «розничных» сегментов в объеме нового бизнеса. К «розничным» сегментам агентство относит легковой и грузовой автотранспорт, строительную и сельскохозяйственную технику. ИСТОЧНИК: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК |
Объем нового лизингового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.
9 мес. 2010 |
9 мес. 2011 |
9 мес. 2012 |
9 мес. 2013 |
9 мес. 2014 |
9 мес. 2015 |
9 мес. 2016 |
---|---|---|---|---|---|---|
235 |
543 |
555 |
583 |
522 |
385 |
450 |
ИСТОЧНИК: RAEX («Эксперт РА»), по результатам анкетирования ЛК |