Консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала результаты восьмого ежегодного международного исследования самочувствия частного и семейного бизнеса. Одно из видимых отличий российского бизнеса от зарубежного в том, что у нас реже думают передавать дело жизни потомкам, чем за рубежом.
Исследования основываются на опросах, которые проводят социологи PwC. В 2016 г. опрошено более 2800 владельцев и руководителей компаний из 50 стран, включая Россию. Опрос проводился с мая по август 2016 г., товарооборот компаний, чьи владельцы и управленцы были опрошены, составлял от 5 млн до 1 млрд долл США.
В России сейчас непростая экономическая ситуация, тем не менее две трети российских частных компаний из опрошенных (67%) за последний финансовый год показали рост оборота. Это больше, чем интегральный показатель по всему миру — 64% компаний продемонстрировали рост оборота. Символическое, но преимущество имеют российские частные компании и в оценке собственных перспектив: 86% респондентов заявили, что их компании нацелены на рост в течение ближайших пяти лет, в то же время аналогичный показатель по миру составляет 85%.
По мнению большинства руководителей российских компаний, принявших участие в опросе PwC, у частного бизнеса в целом, не только российского, есть несколько характерных преимуществ, которые помогают преодолевать проблемы и успешно развиваться, — это дух предпринимательства, оперативность принятия решений и готовность принимать на себя повышенные риски. Руководители зарубежных частных компаний в качестве ключевых характеристик частных компаний отмечают более сильную корпоративную культуру и многообразие критериев успеха.
Руководители компаний признают, что главный фактор внешнего влияния на пути их развития — это общеэкономическая ситуация, конкуренция и нестабильность рынка.
В пятилетней перспективе основным направлением развития своего бизнеса представители российских частных компаний, так же как и зарубежных, видят в увеличении выручки от тех же продуктов и услуг, что и сейчас. Однако тут у российских компаний есть особенность — они в меньшей степени планируют развивать бизнес за пределами своей страны. Это отражает ситуацию с территориальной диверсификацией российского частного бизнеса: 63% респондентов ведут свой бизнес в рамках своей страны.
Одна из основных проблем частных компаний — роль семьи в бизнесе и передача управления бизнесом новому поколению. 25% владельцев российских компаний подтвердили, что представители следующего поколения семьи принимают активное участие в бизнесе, половина из них занимает в компании высокие руководящие позиции, а другая половина выполняет функции линейных руководителей. Данный показатель в зарубежных компаниях составляет 69%. Участие членов семьи в бизнесе создает риски развития конфликтных ситуаций. 57% частных российских компаний имеют по крайней мере одну процедуру или механизм урегулирования конфликтных ситуаций. Это ниже среднемирового показателя, составляющего 82%.
Еще одним важным вопросом развития является вопрос преемственности. У 60% российских частных компаний имеется план преемственности в том или ином виде в отношении руководящих должностей. Тем не менее лишь 6% компаний признают, что этот план является эффективным и документально оформленным, что сопоставимо с показателем за 2014 г. (5%), но гораздо ниже общемирового (15%).
Своеобразным рубежом в модели частного бизнеса является переход прав и полномочий от одного поколения к другому. Только 11% российских владельцев бизнеса планируют передать бизнес следующему поколению, что значительно ниже показателя за рубежом — 39%. Значительная часть российских владельцев (39%) планирует продать бизнес, а за рубежом только 17% респондентов говорят о продаже бизнеса в перспективе.
Преемственность в частном бизнесе, %
Действия собственника по отношению к наследнику |
2014 |
2016 |
---|---|---|
Продать бизнес или разместить акции на бирже |
50 |
39 |
Затрудняюсь ответить |
19 |
36 |
Передать право собственности, но одновременно нанять профессиональных управляющих |
4 |
11 |
Просто передать право собственности |
25 |
9 |
Другой вариант |
2 |
5 |
Источник: опрос PwC |