В 25 млрд руб. в год обойдется бюджету запуск государственной компании по страхованию гражданской ответственности автовладельцев в том случае, если страховому сообществу и регулятору не удастся решить проблему неудовлетворительной доступности ОСАГО в «токсичных» регионах. Об этом сообщил 29 ноября зампред ЦБ Владимир Чистюхин на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку.
Страховщики называют «токсичными» регионы, где убыточность страхования ОСАГО зашкаливает за 100%. В таких регионах страховые компании стараются всеми способами уменьшить свое присутствие, в результате автовладельцам приходится идти на различные ухищрения или стоять сутками в очередях, чтобы раздобыть обязательный для эксплуатации транспортного средства полис.
В связи с этой проблемой Российский союз автостраховщиков (РСА) разработал соглашение о том, что страховщики, имеющие филиалы в подобных регионах, осуществляют продажи полисов ОСАГО в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков — членов РСА («Единый агент РСА»). Выбор страховщика, от имени которого заключается договор ОСАГО, осуществляется случайным образом, по номеру ПТС. Данное соглашение действует с 2 августа 2016 г. и работает в 16 регионах, считая вместе с Саратовской областью, где оно действует с 6 декабря. К соглашению присоединились 68 страховщиков ОСАГО. Однако полностью проблему с доступностью ОСАГО в «токсичных» регионах работа «Единого агента РСА» не решает, поскольку в связи с высокой убыточностью ОСАГО в подобных регионах часть страховщиков задумалась о полном уходе с рынка, и если проблему не решить, то ситуация будет только ухудшаться.
Обсуждая возможные пути решения этой проблемы, В. Чистюхин сказал, что видит несколько вариантов. «Первый вариант предполагает полный отказ от ОСАГО, что невозможно. Второй вариант предполагает повышение тарифов в этом виде страхования, но он также неэффективен, и не только из‑за того, что вся дельта в результате перетечет посредникам-автоюристам, но и потому, что мы получим вместо системы, где полис ОСАГО купить трудно, систему, в которой полис ОСАГО купить дорого», — сказал он. Третий вариант предполагает создание госкомпании, что дорого обойдется бюджету. Наконец, четвертый вариант, который В. Чистюхин считает предпочтительным, заключается в том, чтобы «выбить почву из‑под ног» у так называемых автоюристов (которых страховщики винят в мошенничестве с получением выплат) и перевести ОСАГО на возмещение ущерба преимущественно с помощью ремонта автомобилей, а не «живых» денег. В. Чистюхин призвал депутатов как можно скорее принять закон о преимуществе натуральной формы возмещения. Если его принятие окажется отложено на весеннюю сессию, положительного эффекта от него ОСАГО не ощутит до конца 2017 г., предупредил зампред Центробанка.